О СОВРЕМЕННОМ "ВЕРУЮЩЕМ" И "РЕЛИГИИ ТУСОВКИ"

Aug 05, 2011 09:51

В последне время для постсоветского пространства характерна противоречивая ситуация.
С одной стороны, наблюдался рост религиозности (число людей, декларирующих себя верующими, с 1994 г. возросло с 32,8% до 60-70%). С другой ­- набирал силу процесс секуляризации (светкости).

Вместе эти процессы породили кучу мифов и просто мифотворчество, сформировав ( Read more... )

мифы, околонаучное, статистика, общество, религия, православие

Leave a comment

religioznik August 5 2012, 16:32:08 UTC
Мне кажется, в дополнение к сказанному, что в общем верно, существкет еще один фактор, и, может быть, самый важный. Дело в том, что "господско-рабский" или "монархический" менталитет - это и в самом деле "культурный код" русского народа. Прежде всего, он присущ великороссам, а украинцам - в меньшей мере (западным или галичанам - и вовсе не присущ). Про белоруссов Вам, наверное, лучше знать. А этот менталитет предполагает и железное единство идеологии. При этом глубокое проникновение в суть идеологии не только необязательно, а даже и не приветствуется (много ли людей в СССР, даже среди высшего партийного руководства, всерьез изучало Маркса?). Достаточно лишь внешней лояльности, а главное - нужна показная непримиримость ко всему, что объявлено для этой идеологии враждебным или опасным.

"Культурный код" поменять не так-то просто. В России существовало освободительное движение, которое привело к революциям 1905 и 1917 годов. Но, несмотря на искреннюю попытку освобождения, всё равно всё кончилось сталинской диктатурой, которая была покруче старой монархии и, однако, пользовалась поддержкой народа, особенно во внутренних районах России (на Украине и других окраинах с этим хуже обстояло). Эмигрант, ярый антисоветчик и фашист Иван Солоневич носился с проектом "народной монархии". Но в таком виде этот проект не имел перспектив, поскольку "народная монархия" уже и так существовала и была построена. Это и была "красная монархия" Сталина, который сам очень охотно себя сравнивал с Иваном Грозным и Петром I.
У той сталинской монархии была своя идеология - "марксизьм-ленинизьм" (очень мало имевшая общего не только с настоящим марксизмом, но даже и с ленинизмом), включавшая и атеизм, а потому любой верующий тогда (даже и православный) рассматривался как реальный или по меньшей мере потенциальный "враг народа".

Но сталинской монархии (уже в лице дряблого брежневизма), как когда-то романовской, пришел свой черед. И вот теперь на ее обломках Путин пытается выстроить что-то свое, принимая во внимание и российский культурный код. Как бы ни относиться к путену, нельзя не признать, что он всё же понимает реалии страны лучше, чем противостоящие ему либералы, а потому и выигрывает у них. Но новой монархии нужна и новая идеология взамен исчерпавшего себя "марксизьма-ленинизьма". И за неимением ничего лучшего выбор (пока всё еще не совсем явный и как бы неокончательный) остановился на православии.
И вчерашние совки-атеисты органично стали "православными". Фишка здесь в том, что их даже нельзя упрекать в лицемерии и беспринципности. ВЕДЬ ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ КУЛЬТУРНОМУ КОДУ ОНИ СОХРАНИЛИ! А ЛИЧНАЯ ВЕРА в Бога тут совсем даже необязательна, а иногда и нежелательна. Куда актуальнее вера в "вертикаль власти"!

Всё это особенно наглядно стало в ходе последних дискуссий о пусях. Ведь нередко так прямо открытым текстом и пишут: вот раньше в СССР был атеизм и это было правильно, но вот суки диссиденты выступали против и развалили СССР. А теперь у нас ввели православие, а сучки-пуси выступают против, поэтому их надо изничтожить. Или человек так прямо и пишет: "я знаю, что Бога нет, но я православный. А пуси мне в душу плюнули!" Т.е. плюнули не тем, что оскорбили Господа Бога (которого нет), а тем, что позволили себе посмеяться над государственной идеологией и символами (ХХС).
Вот в этом и есть корень проблемы. Понятно, что вместо православия можно подставить и другую идеологию, но из имеющегося у путиноидов набора православие просто самое ближайшее, традиционное и понятное. Поэтому за него и ухватились.

Кстати, здесь же проходит и водораздел между современными российскими левыми. Коммунисты-государственники, с монархическо-сталинским "культурным кодом", рано или поздно примут и "духовные ценности", и православие, а некоторые (как Зюганов) и уже приняли. А "новые левые" (к коим и я принадлежу) сочетают социальные ценности с персоналистическими, требуют не только освобождения труда и справедливого распределения благ, но и ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. Собственно, свободная личность - это и есть высшая ценность. А потому мы всегда будем против мракобесия и клерикализма.

Вот такие дела. Простите за чрезмерно длинный комент.

Reply


Leave a comment

Up