Эстрадно-оперное. Рефлексирующие размышления дилетанта

Apr 19, 2012 22:08

Все же вот такие замечательные темы, посвященные не Путину и пусям, а культуре, глубоко реакционны, поскольку пробуждают почти задавленное возрожденной духовностью желание прикоснуться к Настоящему. И, естественно, захотелось порассуждать о том, что знаю мало - об оперном и чуть-чуть эстрадном искусстве.

Сразу оговорюсь, что все это крайне субъективно и высказываю только свое впечатление (дилетантское). Ну и речь пойдет о классической опере (с модерновыми тенденциями, скажу честно - вообще не дружу).

Лично меня отталкивает прежде всего низкая культура исполнения. Это, пожалуй, главное. Именно культура, а не техника. Техника - конечно, неотъемлемая часть оперного вокала - но лишь часть. Технически оснащенных, с широким вокальным дипазоном певцов много. А вот Личностей единицы.

Звезды прошлого…:




… и настоящего (заметьте, какой резкий падёж духовность - почти у всех на шее крест):




Самая блестящая техника не помогает в Образности - ее тоже редко встретишь. Ну вот мало мне финального блестящего ля или часовой ферматы, мне еще образ подавай…

Низкая культура, проникновение, образ часто компенсируется внешними эффектами и эффектиками. Конечно, можно и даже, наверное, иногда НУЖНО спеть "на публику", но часто этим злоупотребляют. Особенно не раскрывшиеся до конца, но увлекшиеся итальянизмами, а это часто вообще губит неокрепший голос. И получается откровенно пошло и вычурно - дешёвка. Вот довелось недавно слушать Ансамбль им. Александрова, там у них молодой солист - тенор Ананьев. Классический пример, когда данные отличные, а на переходных нотах не хватает то ли голоса, то ли техники, зато ферматы отрывает "по-козловски"... Еще так на ферматах, пожалуй, только Соловьяненко орал. Ну и конечно - овации. По мне - это уродство песни.

Я как закостенелый славянофил болезненно воспринимаю отсутствие на оперной сцене русского языка, особенно в концертных программах. Знаю, что эта странная дань моде "петь на языке оригинала". Вот и пойте на языке оригинала в стране оригинала.

Шаляпин, Лемешев не становились менее великими, когда пели Фауста или Герцога по-русски... Вот честно - не помню, когда мне в последний раз приходилось слушать "Сердце красавицы", а не La donna e mobile. Тем более что и в концертных программах почти отсутствует русский репертуар. Конечно - ярче прозвучит "Клевета", а не "Ты взойди, солнце красное", или La donna e mobile, а не "Я люблю Вас, Ольга". В лучшем случае басы снисходят к "Как во городе было да во Казани". Опять-таки - погоня за дешевым внешним эффектом. Поёшь итальянское - значит ты крут.

Ну и элементарное - дикция - беда почти всех. Казалось бы - азбука. В последний раз были на "Пиковой даме" - если б не знали текст наизусть, подумалось бы, что поют не по-русски. Особенно это беда женских голосов.

Конечно, в этом ничего нового, все это "станиславские архаизмы", но меня это почти отвадило от ранее любимых мной концертов. Возможно, моя беда в том, что вкус мой сформировался на Лемешеве, Нэлеппе, Козловском, Александровиче, Гмыре, М. Михайлове, а не Баскове и Галкине... За исключением, пожалуй, Козловского, который грешил блеском вокала, всех тех «народных» отличал безупречный вкус. Что сегодня практически отсутствует на сцене, увы…

Куда делась великая русская школа вокального искусства, давших стольких великих мастеров? Почему сейчас даже свистульки-выпускники Консерватории поют «по-итальянски?» (они так думают).

Думаю, в данном случае это как раз беда советского периода - когда оказалась невостребованной и фактически разрушена традиция капеллы - церковного хорового пения, с детства формирующая звуковедение, дыхание и прочие необходимые певцу вещи. И прежде всего - культуру исполнения - хоровую, т.е. культуру многоголосья, а не принципа нынешних звездулек - «одеяла на себя». Регентская школа оказалась невостребованной, но примечательно, что бывшие регенты стали великими дирижерами, руководителями уже советских хоровых коллективов (как, скажем, Александров). Возможно, поэтому вокальная хоровая культура в СССР еще какое-то время продержалась в Большом театре, КРАППСА, некоторых других коллективах, став советским брендом и блистая по заграницам. Но смены не было, ибо консерватория готовила вокалистов, а не Мастеров, и имеем то, что имеем…

И еще все эти "современные прочтения" классики - новый вид извращения. Когда вижу Бориса Годунова в трико или Ленского в постели с Ольгой - я могу только убивать…

На этой оптимистичной ноте, пожалуй, и закончу, чтобы окончательно не нагонять тоску на ночь…

музыка, рецензии, культура, философизмы, актёры

Previous post Next post
Up