Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке. Фрески XII в.

Feb 03, 2012 20:36

Помните, в «Покровских воротах» интеллигент-переводчик приглашал девушку на свидание… посмотреть фрески Новодевичьего монастыря? А сегодня я тоже хочу познакомить вас с фресками - одного из древнейших наших православных храмов - ровесников Новгородской Софии.

Заглянем мы в древний Полоцк - Спасо-Ефросиньевскую церковь, больше известную как церковь Ефросиньи Полоцкой - памятник древнерусской архитектуры, построенный по ее заказу архитектором Иоанном в XII в. как соборный храм Спасо-Ефросиньевского монастыря. Сам монастырь лично у меня особого трепета и восторга не вызывает, хотя выглядит довольно эффектно, особенно с высоты птичьего полета:



Все постройки - относительные "новоделы", а вот степень сохранности церквушки (она слева) уникальна: изменения почти не коснулись кладки XII в., первоначальный интерьер полностью избежал переделок. Под несколькими слоями записей уцелел весь комплекс древних фресок.

Вообще это удивительное место. Заходишь туда - и ух...

Даже не знаю, как пересказать, что чувствуешь - как будто попадаешь в другое измерение, выпадаешь в другую реальность. В первый раз было такое ощущение, что из меня, как из шарика, выпустили воздух. Хотите верьте, хотите нет - но энергетика там просто фантастическая.

Можно было бы остановиться на отдельных вехах жизни Ефросиньи - княжеской дочки, внучки легендарного Всеслава Чарадея, добровольно принявшей постриг в 12 лет, но, думаю, не суть важно - все это легко при желании можно найти.
А вот просто так зайти к ней в гости вряд ли получится.

Внутри церковь очень темная - и из-за практически полного отсутствия света, и из-за черного от времени камня. Порой даже возникает ощущение катакомбности, как в пещерах Киево-Печерской лавры:



Вот это лестница на второй этаж, в ее келью - и тоже абсолютная темнота, ни одного окошечка - видно только то, что выхватила из мрака вспышка (здесь и дальше мои фотки):



А это сама келья:



Крохотное пространство - где-то 1,5х1,5 метра, там и лечь-то невозможно, только если наискосок. Пространство настолько мало, что целиком его не берет объектив - только если снимать издали:



Иногда туда разрешают зайти и закрывают за тобой дверь, - дают побыть в этой тишине и темноте минуту-другую наедине с собой в этом пространстве. Сильные ощущения, я вам скажу...

А вот это - место отдыха Ефросиньи Полоцкой - ее, с позволения сказать, "ложе" - деревянная ступенька длиной около полутора метров и шириной сантиметров 40-50, не больше. А также одно из немногих в церквушке окон:



Только представьте себе - в этом пространстве человек прожил сколько? Даже не помню уже точно - 30-40 лет? Можете себе представить? Я - нет...

А это уже те самые уникальные фрески XII века, внесенные в наследие ЮНЕСКО - часть из них была открыта, часть восстановлена от нескольких слоев краски. Расписан каждый сантиметр  поверхности. Вот это одно из самых знаменитых и спорных изображений. Одно время считалось, что это изображение самой Ефросиньи, сейчас все чаще пишут, что это "портрет неизвестной святой". Думаю, историки долго будут спорить, а вот мне интуиция подсказывает, что это - именно Ефросинья.



И здесь же надо сказать о грустном - о нашем варварстве.
Изображение это небольшое - около метра, расположено в самом низу, у пола. Сейчас его со всех сторон закрыли стеклом - видите? Почему? Отчасти от того, что когда ходишь, можешь прислониться к стене и от таких прикосновений фрески стираются. Но главным образом потому, что нерадивые потомки и здесь гвоздями ли, ключиками ли стали выковыривать извечное типа "здесь был Вася".



Все фрески посмотреть невозможно - не хватит формата ЖЖ, да и не везде пока пускают, поэтому можно остановиться на тех, что лучше сохранились. Здесь и народные традиции, и след византийской школы.

Относительно этой фрески затруднюсь определиться с сюжетом - решайте сами, что изображено:



А здесь - судя по всему Сретение: справа, похоже, св. Симеон-Богоприимец и св.Анна-пророчица:



Как мы уже говорили - расписан каждый сантиметр, но еще не все фрески открыты:



А это купол храма:



Сколько мы были там, даже затрудняюсь сказать - теряешь чувство времени. Забыли мы и то, что на улице - день и светит солнце, а когда вышли - пришлось прищуриться.  У выхода на прощание сфотографировали колокольню. Посмотрите - крест поймал солнце:



Вечером мы уезжали из Полоцка:



Путь наш лежал в пушкинское Михайловское, где совершенно неожиданно мы вновь встретились с Ефросиньей Полоцкой. Но это Будет уже другая история...

хорошее о православии, история, архитектура, иконопись, Беларусь, православие

Previous post Next post
Up