В нежном возрасте я зачитывался приключенческими историями про самоотверженных аболиционистов, которые спасали негров из лап кровожадных плантаторов. Лихие отважные герои, потайные железные дороги (мне почему-то казалось, что подземные), гонки на паровозах и триумф высшей справедливости. Потом были рассказы о войне Севера с Югом, где мои симпатии также были всецело на стороне янки - искренних борцов с угнетателями и врагами человечности. Ничто не нарушало эту идиллическую картину, пока
много позже в моей голове не поселился легкий зуд когнитивного диссонанса.
Где-то на периферии гипоталамуса, в месте, где появляющиеся мысли никак не влияют на собственно процесс мышления, поблескивал маячок алогичности. Как так вышло, что такие насквозь практичные люди как американцы сподобились на столь безрассудный и исполненный бескорыстного гуманизма шаг? Как так вышло, что несмотря на победу в этой борьбе, тень расовой сегрегации еще больше века укрывала своим саваном не только юг США, но даже те самые прогрессивные северные штаты, чьи жители выступили апологетами борьбы с рабством?
И тут мне на помощь пришел автор учебника по истории Штатов, который сменил Фаулза в моем toread-списке. Его версия гласит, что борьба янки с южанами-рабовладельцами не имела ничего общего ни с классовой солидарностью, ни с неприятием рабства как социального института. Все было куда прозаичнее (и логичнее). Борьбу питал страх северян за свои рабочие места, свой устоявшийся образ жизни, свое место под солнцем. Южные штаты активно осваивали новые территории. Популяция рабов росла как на дрожжах. Неровен час и власть бы перешла к проюжанским силам, а оттуда недалеко до отмены запрета рабства в северных штатах и вытеснения дешевой рабской силой свободных белых работяг. Вот такое объяснение куда лучше ложится в мою картину мира, хотя, справедливости ради стоит отметить, что автор учебника не подтверждает свою версию никакими ссылками.