May 14, 2007 10:35
Некоторые мысли об образовательных структурах.
Феномен "сегодняшнего дня" заключается в нашей ограниченной возможности увидеть в стуктурах повседневной жизни элементы прошлого и будущего. Мы воспринимаем мир как данность, как то, что всегда было и всегда будет. Даже сейчас в эпоху особо быстрых перемен иногда ловишь себя на мысли, что события десятилетней давности - это что-то что было не со мной и что это сомнительная реальность. Например сложно представить себе сейчас мир без пластиковых бутылок или целофановых пакетов :) А ведь появились они совсем недавно. Если детали повседневности столь персистентны в нашем сознании, то что говорить о социальных структурах и вообще вещах менее овеществленных.
Я хотел бы обсудить образование и социальные структуры, возникающие в связи с этим процессом. При этом хочется еще раз напомнить, что то, что есть сейчас - это смесь "прошлого" и "будущего" - структур, которые были тысячелетиями и зачатки принципиально новых структур и отношений. Мне лишь хотелось бы более четко выделить эти формы, чтобы, быть может, по-новому взглянуть на "сегодняшний день".
В частности обучение достаточно часто узко ассоциируется с директивной формой обучения, в которой инициатива и бизнес-процесс "принадлежат" учителю. В действительности же, мне хотелось бы охватить различные схемы передачи знания и не ограничиваться только представлениями "сегодняшнего дня". Тем более, что в "сегодняшней" действительности сосуществует богатое множество иных форм обучения.
Социальные структуры в образовании очевидно являются социальными структурами как таковыми. А значит им свойственны те формы, которые имеются у социальных структур другого типа, например экономических или социальных структур, основанных на родстве и т.д. В связи с этим я буду проводить некоторые аналогии с более проработанной и "понятной" типологией экономических структур.
Основными векторами типологии будут три вектора:
цели (область деятельности), инициатива (мотивация) и управление (бизнес-процесс)
Соотвественно цели учителя и обучаемого могут совпадать или не совпадать. В данном контексте цель не имеет мотивационной составляющей - она более физична, то есть это объективная, а не субъективная цель (к примеру основная неучебная деятельность ученика подчинена деятельности учителя).
Инициатива или мотивация - это как раз субъективные цели, заинтересованность в процессе обучения - и здесь опять имеются два варианта - кто больше заинтересован в факте передачи/получении знания - учитель или ученик
Наконец вектор управления - определяет кто реально управляет бизнес-процессом обучения. То есть кто определяет содержание и последовательность потока передачи знания.
Рассмотрим оконечности этих векторов и их характеристики а после этого проведем типологию существующих социальных структур обучения.
Вектор целей определяет единство внеучебных целей ученика и учителя. По сути речь идет о том, одной деятельостью по жизни занимаются учитель и ученик или разными. Например мастер и подмастерье работают в одном общем "бизнесе" и передача знаний тесно увязана с производственным процессом. А, скажем, учитель и ученик в школе в одном "бизнесе" не заняты, и объективные цели у них разные.
Эволюционно обучающие социальные структуры возникали в сегменте "единых целей" и знания передавались именно в рамках структур типа мастер-подсмастерье, что было связано с относительно малым количеством областей деятельности и слабой диверсификацией (аграрное производство, ремесло, позже торговля, управление, религия и т.д.). По мере эволюции средств производства и экономики в целом растет количество областей деятельности, и возникает потребность в базовом образовании, не профессионально ориентированном. Вектор медленно, перемещается в сторону отсутсвия единых целей учителя и обучаемого. При этом социальные структуры с общими целями остаются и развиваются в профессиональном секторе - как обучение на предприятии.
Вектор инициативы определяет заинтересованность той или иной стороны в факте передачи знания. Мотивация связана прежде всего с субъективной заинтересованностью обучаемого в знании. Она отнюдь не всегда эквивалентна объективным целям, описанным выше. Тут основную значимость имеют во-первых профессионализм учителя, а во-вторых осознанное понимание обучаемым потребности в определенном знании. В свою очередь профессионализм преподавателя опирается на его личные качества, а с другой, - на используемую методику преподавания. Если личные качества - в исторической перспективе сущность достаточно слабо зависящая от времени, то эволюция методики преподавания несомненно имеет место. В связи с чем можно считать логичным повышение мотивации учащихся с развитием педагогики. Вторая составляющая - осознанность учеником потребности в определенном знании - фактор проявляющийся в двух случаях - когда ученик находится в ситуации неопределенности, замешательства, затруднения, непонимания ситуации и когда он ясно представляет траекторию своего развития и сознательно ею управляет. Если первая ситуация харатерна для маленьких детей и их активное обучение движемо их "любознательностью", то вторая - напротив - для людей зрелых и уже высоко образованных. Примечательно, что в рамках первой ситуации, детьми дело не ограничивается, это лишь наиболее явный пример, эта "любознательность" и готовность получать знания характерна для совершенно различных жизненных ситуаций, когда человек оказывается в новой, незнакомой ему среде (например за границей, на новой работе, в армии наконец). Это свойственно и для групп индивидуумов - например потребность в консалтинговых услугах организации выходящей на новый рынок или развившейся до нового уровня и сталкнувшейся с новыми, непривычными проблемами. В целом эта составляющая вектора также смещается в область инициативы со стороны обучаемого, что связано как раз с развитием и постоянным изменением внешней ситуации.
Вектор управления бизнес-процессом обучения определяет степень влияния на содержание и последовательность обучения учителем или учеником. Важным моментом является здесь профессионализм учителя во-первых в рамках своей прикладной специальности, которой он обучает, а во-вторых в самой методике обучения. Очевидно, что в условиях неразвитой методики единственным фактором является профессионализм в предметной области, в связи с чем основной формой обучения на протяжении всей истории было обучение более профессиональным мастером менее профессионального ученика. Однако далеко не единственная форма структуры. Процессом вполне мог бы управлять и сам ученик. Яркий пример - самостоятельное изучение предмета по книгам. Традиционно подобную форму называют самообучением, но это узкий взгляд на многообразие подобных структур обучения. Получение консалтинговых услуг, дискуссии и поиск информации обучаемым - это все способы передачи знания, не менее действенные, чем обучение под руководством преподавателя. Основная тонкость в понимании значимости этого состоит в том, что на данный момент еще не развиты высокоэффективные методики обучения "под управлением" обучаемого, поэтому может создаться впечатление, что подобный подход малоперспективен. С другой стороны очевидно, что в ситуации большого числа прикладных областей знания, высокой специализации и потребности в знаниях "на стыке" дисциплин, именно обучаемый может обеспечить максимальный результат, поскольку ни один профессионал-преподаватель уже не владеет всем набором прикладных дисциплин, которые требуются обучаемому, и не имеет их общей картины, а обучаемый именно в этой общей картине и заинтересован. С другой стороны управление со стороны преподавателя не теряет актуальности, с ростом глубины знания требуются и более совершенные методики обучения преподавателем, значительно сокращающие сроки обучения и дающие общую картину предмета.
Теперь попробуем провести типологию социальных структур обучения, и проследить их эволюцию.
1. Цели, инициатива, управление пренадлежит учителю
Соответствует родовой экономической структуре подчинения "младших" "старшим". Обучаемый - это подчиненный более опытного хозяина, который обучает его в целях более эффективной работы подчиненного. Диапазон отношений: от полного подчинения - рабства до относительно свобоного подчинения отцы-дети. Знание - не товар, оно навязывается.
2. Цели и управление пренадлежат учителю, инициатива - ученику
Ситуация в которой учитель гораздо более профессионален, чем ученик, ученик "добровольно" отдается под управление своего гуру и разделяет его цели. Знание - не товар, оно даруется.
3. Управление и инициатива пренадлежат учителю, цели - ученику
Учитель не определяет цели ученика, однако управляет процессом и контролирует действия ученика, который объективно имеет свои цели, но субъективно не способен к ним самостоятельно стремиться. Ситуация часто наблюдаемая в школе и прочих "феодальных" социальных структурах. Формально ученики не подчинены целям учителя, реально же они находятся под его контролем и не обладают собственной инициативой. Знание - не товар, оно навязывается.
4. Управление пренадлежит учителю, цели и инициатива ученику
Учитель обладает профессиональными знаниями и эффективной методикой обучения, он диктует бизнес-процесс, ученик заинтересован в знаниях и имеет свои цели - это приводит его в класс к учителю. Учебные курсы, репетиторство, отчасти университетское обучение. Ученики достаточно мотивированы, но недостаточно компетентны, чтобы самостоятельно формировать собственный план обучения и не имеют достаточного кругозора и видения дисциплины, чтобы самостоятельно работать с источниками. Федеративная структура добровольного подчинения более компетентному без подчинения его целям. Знание - товар, оно покупается.
5. Цели и инициатива пренадлежат учителю, управление - ученику.
Учитель имеет цели, но не контролирует процесс обучения и не диктует бизнес-процесс. Это миссионерство в различных формах. Учитель формирует цели или возглавляет движение к ним, не имея формальной власти над обучаемыми. Они вольны внимать ему или нет в свободном режиме. В том числе учитель может влиять имперсонифицировано - например через художественную или специализированную литературу, однако с четкой формулировкой целей и ценностей. Знание - не товар, оно навязывается через формирование целей, либо ложится на благодатную почву уже совпадающих целей.
6. Цели пренадлежат учителю, инициатива и управление - ученику.
Консалтинг в узкоспециализированной области. Знатоки-учителя не проявляют своей инициативы, но готовы продвинуть учеников к их целям, в случае, если возникнет потребность. Знание - товар, оно покупается.
7. Инициатива пренадлежит учителю, цели и управление - ученику.
Просвещение, ликбез. Учитель не навязывает цели, но активно продвигает свое знание. Через лекции, через книги, учебники. Ученики воспринимают эту инициативу и расширяют свой кругозор. Знание - не товар, оно даруется.
8. Цели, инициатива и управление пренадлежат ученику.
Активное самообразование, научный поиск, развитие новых направлений. Учитель выступает просто как информатор, эксперт в непрофильной области. Знание - товар-и-не-товар, оно скорее выступает как предмет обмена, нежели продажи.
Рассмотрим процесс развития отдельной личности (в современном контексте):
В своем пути он проходит следующие этапы:
2 (семья: детство)
1 (семья: отрочество, юность)
3 (школа)
4 (подготовка в вуз, вуз)
2, 6, 8 (работа: новичок - специалист - эксперт)
5, 7, 8 (личная жизнь: развитие личности)
Сопоставление социальных структур обучения в историческом контексте с аналогами социальных структур:
2 (род, культ личности) - добровольное подчинение
1 (племя, рабство) - насильственное подчинение
3 (феодализм) - формальная свобора, реальное подчинение
5 (теократия) - миссионерство, интеллектуальное лидерство
4 (центры ремесла и торговли, диверсификация, цеха) - знание как товар
6 (индустриализация) - знание как высокоспециализированный товар
7 (просвещение) - свободное распространение знания
8 (коммунизм :) - от community - знание как предмет "натурального обмена", диверсифицированные сообщества свободно обменивающиеся знаниями.
На мой личный взгляд (обращенный в будущее), наиболее продуктивные формы в будущем это
2 (младшее детство)
1 (среднее детство) - вероятно "насильственная" форма будет постепенно отмирать с развитием систем мотивации и формирования личности, сменяясь на (2) или (4)
4 ("новая" школа, университет) - по мере развития высокоэффективных методов обучения базовые знания будут даваться концентрированно высокопрофессиональными преподавателями. Знание становится высокотехнологичной базовой потребностью.
2 (узко-профессиональные знания внутри корпораций) - обучение внутри компаний, активный HR
6 (узко-профессиональные знания через внешний консалтинг) - консультирование, профессиональные сообщества, экономика знаний
8 (широкопрофильное обручение через сообщества) - свободный обмен знаниями
образование,
обучение