Немного истории...

Jan 07, 2025 21:02

Пряничных дел мастер...

До недавних пор ваш покорный слуга черпал сюжеты для своих постов исключительно из истории родного Причудья. Пришло время нарушить традицию. Местный кондитер Наташа Рястас - автор наивкуснейших пирожков, обратилась ко мне с необычной просьбой. К ней попали фотографии, из которых следовало, что 100 лет назад некто А. Леппик радовал жителей Тарту (а может и всей Эстонии) весьма изысканной выпечкой: бисквитами, пипаркоками и ... пряниками. Наташа загорелась идеей разузнать поболее о судьбе коллеги по цеху...
Будучи заинтригованным, я решил на время оставить краеведческую тематику и навести справки о загадочном тартуском пекаре. На поверку дело оказалось не из легких. Google, Википедия, ChatGpt и прочие интернет-ресурсы ничем помочь не смогли. Для них такого человека не существовало...






Госархив выдал дюжину довоенных булочников по фамилии Леппик. Заглянул в досье тех, чье имя начиналось на букву "А". Но увы, нужного мне "Леппика" среди них не оказалось...

Первые результаты принес поиск по газетным статьям.






"Хлебопекарная компания Leppik & Ко. была основана в 1900 году. На предприятии занято 12 работников. Мужской труд оценивается в 150 - 350, а женский, соответственно, в 120 - 180 марок в день. Производство электрифицировано. Рабочие помещения просторные и оборудование более-менее современное. Фирма изготовляет различные хлебобулочные изделия, как то: пипаркоки, бисквиты, печенье и т.п. Их продукция хорошо известна в городе и отличается отменным качеством, что подтверждают 13 высших наград, полученных на различных выставках. Цены также вполне приемлемые, вследствие чего заметно сократился импорт кондитерских изделий (например бисквитов из Англии). Подобных производств в Эстонии всего 8, из них 2 в Тарту и 4 в Таллинне".

Это было уже что-то. Дальше - больше...







Выяснилось, что кондитера звали Александр, его пекарня располагалась по ул. Riia 11 и у фирмы имелся собственный герб. В 1906 году Леппик уже вовсю рекламировал свою продукцию - английские бисквиты и пряники, а также был готов принять к исполнению любые заказы, имеющие отношение к его бизнесу. Нуждался мастер и в учениках из ... приличной семьи. В царские времена эстонский язык еще не чурался русских слов, поэтому "tänav" именовали "uulits"...


Судя по этикетке, фирма A. Leppik & Ko, наряду с выпечкой, изготовляла и монпасье - мелкие разноцветные леденцы с выраженным ароматом. Отпечатана эта наклейка была в знаменитой типографии Генриха Лаакманна, где издавалось большинство тогдашних эстонских газет. Обратил внимание на оригинальное начертание буквы "S"...




Аббревиатура "& Ko"предполагала наличие компаньонов. С некоторыми из них возникали проблемы.
"Спешу сообщить, что несмотря на слухи о том, что господин Ed. Saarepera является моим компаньоном, эта информация не соответствует действительности и я с г. Saarepera никаких дел не имею".






Выступал Александр Леппик и в роли филантропа. Так, в феврале 1907 года он пожертвовал на электрификацию только что построенного здания театра "Ванемуйне" 1 рубль 50 копеек и вещи для благотворительного аукциона.





А четырьмя годами позже передал в дар детскому садику булочек на 36 копеек. Нас не должна смущать столь скромная сумма. Батон ржаного хлеба весом в 400 гр. в те времена стоил всего 4 копейки.




Рискну предположить, что 1911 год был самым удачным в профессиональной карьере тартуского пекаря.
"Вскоре Тарту обретет две хлебопекарни. Первая начнет работу буквально в ближайшие дни. Её владельцем является местный кондитер А. Леппик..."



В апреле того же года газеты уведомили читателей еще об одном коммерческом проекте Александра Леппика.
"С радостью сообщаем нашим уважаемым клиентам, что мы открыли новый, прекрасно оборудованный магазин по адресу Александри 6 в доме Каплана и Дресса. Здесь в любое время можно приобрести свежую выпечку, кондитерские изделия и прочие лакомства. Заказы исполняются быстро и в широком ассортименте. Наш девиз - всегда лучший товар безупречного качества и по разумным ценам.
P.S. Также в ближайшее время откроется наша новая фабрика по производству пряников, английского бисквита и ржаного хлеба, оборудованная новейшими печами и электрическими машинами, по адресу ул. Туру 16. Принимаем предварительные заказы".


На втором этаже арендованного здания наш герой открыл уютное кафе, где можно было выпить кофе, чаю, молока, какао, лимонада  и отведать свежих пирожных. А также поиграть в шахматы, домино и ... на тамбурине.
Милая архаичная орфография: shokolad вместо šokolaad, kohw вместо kohv, thee вместо tee, domino вместо doomino, shach вместо male. И, наконец, слово tambret, которое я не смог перевести иначе, как тамбурин. По всей видимости, эта версия ошибочна (зачем в кафе играть на барабане?), но другой у меня нет.



Здание по ул. Александри 6, которое облюбовал преуспевающий кондитер, было построено в 1908 году. Если за прошедшие сто с лишним лет оно и изменило свой облик, то весьма и весьма незначительно...



После расшифровки выписки из метрической книги лютеранского прихода св. Петра в Тарту в сухом остатке получаем следующую биографическую справку:
Aleksander Peeter Johannes Leppik появился на свет в 1880 году в Тарту и был старшим ребенком в семье Пеетера и Кай Леппик. Его отец прожил 69 лет (1849 - 1918), мать на год дольше (1845 - 1915). До зрелых лет также дожили два брата будущего кондитера: Nikolai (1886 - ?) и Hans (1888 - 1968). Сестра Lonny Catarina Elisabeth скончалась в младенчестве (1883 - 1885).



В мае 1905 года 25-летний булочник сочетался браком с уроженкой Таллинна Marie Annette Solamann (1880). Супруга была на месяц старше своего избранника. В семье родилось двое сыновей: Alarik (1912) и Tuljo (1919). Несколько необычные имена детей и явно не эстонская фамилия невесты, наводят на мысль, что последняя была финкой.


Из вышеприведенной справки следует, что в Таллинне Мария Соламанн проживала с престарелым отчимом и пребывала в весьма стесненном материальном положении. Рискну предположить, что "место", ради которого она хлопотала о паспорте, ожидало девушку уже в Тарту, где судьба и свела её с Александром Леппиком.
Если газетная информация верна и наш герой открыл свою кондитерскую в 1900 году, то есть будучи всего 20 лет от роду, это безусловно делает ему честь.



В начале 20 века в прибалтийских губерниях продолжала действовать средневековая система ремесленных цехов с их строгой профессиональной иерархией: ученик - подмастерье - мастер - старшина. Учились будущие "хлебопеки и булочники" не в õppekeskus, как сегодня, а друг у друга. Без аттестата, выданного коллегами из "славного единого цеха", на продолжение карьеры можно было не рассчитывать. Александр Леппик, судя по всему, успешно сдал квалификационный экзамен на звание подмастерье, после чего смог приступить к самостоятельной практике.
В размеренную и вполне успешную жизнь юрьевского пекаря вмешалась Великая война (она же Первая Мировая). В январе 1915 года 35-летнего отца семейства мобилизовали на фронт.


Интереснейший документ! В апреле 1917-го (Николай Второй только-только отрекся от престола!) Пеетер Леппик - престарелый отец нашего героя, хлопочет о денежном пособии, поскольку не может свести концы с концами. Изложу содержание "справочного листа о семействе" печатным текстом:
"Мещанин г. Юрьева Александр Петрович Леппик проживал по ул. Псковская 62 и 15 января 1915 года был призван в армию. По паспорту у него нет ни жены, ни детей. Братья Николай и Ганс также проходят военную службу. Отцу 70 лет, он дряхлого здоровья и не имеет никакого заработка. Мать скончалась в прошлом году. Александр Леппик по профессии булочник, работал в своей пекарне. Сколько зарабатывал - неизвестно. Родители жили и столовались у него. У Пеетера Леппика имущества, кроме скудной квартирной обстановки, никакого нет. Содержать его некому, поскольку все три сына на войне. До недавнего времени ходатай обходился сбережениями сыновей и пособием от казны в размере 3 рублей в месяц, как отставной солдат. Принимая во внимание все вышесказанное, Пеетер Леппик не может существать на имеющиеся средства и срочно нуждается в материальной помощи".

А где же жена юрьевского пекаря и его 4-летний сын Alarik? Скорее всего глава семьи по какой-то причине не внес их в свой паспорт. Или же пара уже развелась и супруга с ребенком проживала отдельно? Но как же родившийся в 1919 году сын Tuljo?




Не знаю, успел ли отец тартуского кондитера получить вожделенное пособие. Думаю, вряд ли, ведь на пороге были смутные времена -  большевистский переворот и германская оккупация. Сам же Александр Леппик, если верить цеховой книге, вернулся с войны целым и невредимым и тотчас же перезапустил свой бизнес. 16 ноябре 1918 года его внесли в списки городских пекарей, каковых на тот момент было 13, и избрали в правление профессионального сообщества.
Первая половина 1920-х - пик рекламной и деловой активности героя этой истории.



Фирма А. Леппик и Ко. из Тарту завоевала первый приз (почетную золотую монету) на выставке медовых сладостей.




И вновь срочно нужен ученик пекаря! На сей раз по адресу Rüütli 16.




"Кто знаком с устройством и моделями южно-русской системы нефтяного отопления (воронка) пусть даст о себе знать в пекарню А. Леппика по адресу Rüütli 16"

,




Последнее рекламное объявление, которое тартуский кондитер разместил в эстонских СМИ датировано сентябрем 1925 года. В пекарне и кофейне по ул. Рюйтли 16 имелся даже телефон с номером 800.




Рождественские подарки для малышей от Александра Леппика - 6 фунтов (2,5 кг.) пипаркоков.



Сегодня по адресу Rüütli 16 (желтое здание) расположено кафе "Grepp", предлагающее блюда французской кухни.



Куда же подевался герой нашей истории? После 1925 года о нем ни слуху ни духу. Согласно адресной книге, в 1930 году в доме на Рюйтли 16 проживал уже совсем другой пекарь - некто August Univer (1888 - 1935) с сыном Освальдом и дочерью Лорейдой. Говорят, именно он повесил над входной дверью элегантный кованый крендель.


После недолгих изысканий наткнулся на вышеприведенный документ, из которого следует, что в июле 1928 года Александр Леппик буквально на пару дней заглянул в родной город, после чего отбыл обратно в ... Ригу.
Вот оно как!!! Бывший тартуский кондитер сменил место жительства и прописки. Что сподвигло его перебраться из Эстонии в Латвию? Финансовые проблемы? Желание расширить бизнес? Семейные неурядицы (развод)? Кто теперь знает. Но согласитесь, чтобы в зрелом возрасте столь кардинально поменять свою жизнь, нужны веские причины. И немалая смелость. Взять хотя бы тот же языковой барьер!
Одно могу сказать наверняка: в столице соседнего государства Леппик продолжил заниматься привычным делом.

Косвенно это подтверждает нижеследующая заметка из латышской газеты, которую Gemini как мог перевел для меня на русский язык:

"Рижский окружной суд, 2-е уголовное отделение.
Основываясь на статье 211, пункте 4 Уголовного кодекса, 22 декабря 1931 года суд приговорил Александра Леппика к штрафу в размере 100 латов или, в случае неуплаты штрафа, к одному месяцу ареста за то, что он в своей кондитерской, расположенной в Риге, на улице Витебска 21, продавал конфеты, окрашенные дегтем (ядовитой краской).
Приговор вступил в законную силу и направлен к исполнению.
Рига, 4 февраля 1932 года".

Что произошло на самом деле, судить не берусь. Рискну предположить, что в условиях начавшейся Великой депрессии резко "просел" спрос на выпечку. Дабы снизить издержки и удешевить конечный продукт, отчаявшийся кондитер вполне мог прибегнуть к использованию нетрадиционных компонентов. Думаю, после столь громкого и публичного скандала, клиентов у нашего героя заметно поубавилось. Оправиться от свалившихся невзгод он уже не смог...


26 июня 1935 года 55-летний Александр Леппик покинул этот бренный мир. Похоронен, судя по всему, в Риге.

О судьбе членов семьи бывшего тартуского пекаря мне известно немного. Согласно данным Регистра народонаселения, его супруга - Мария Леппик проживала в Тарту по ул. Кастани 70 и скончалась 2 мая 1961 года в возрасте 80 лет. По этому же адресу был прописан и её младший сын Tuljo. В 1951 году он сочетался браком с некоей Ниной Леонтьевой, но через пару лет супруга подала на развод. На момент смерти Tuljo Leppik работал в отделении связи Эстонской железной дороги. Скончался 06.12.1976 г. в возрасте 57 лет. Причиной смерти названа кальцификация коронарных артерий. Детей у него не было.






В мае 1938 года достигший совершеннолетия Tuljo изъявил желание удалить из своей фамилии "лишнюю" букву "П", из чего можно сделать вывод, что Эстонию он никогда не покидал. Хотя не исключено, что какое-то время все же провел в Латвии, а в Тарту вернулся лишь после смерти отца.
Первенец Александра и Марии - сын Alarik остался жить в Риге. Последний раз он посещал город детства в марте - апреле 1940 года, о чем имеется соответствующая запись.




"1-й гражданский отдел Рижского окружного суда, руководствуясь ст. 397, 401, 405, 413, 414, 416 Гражданского процессуального кодекса и во исполнение просьбы истца Александры Лепикас (Леппик), урожденной Цвирко, по ее иску к ответчику Аларику Лепику (Леппику) о расторжении брака, вызывает ответчика, место жительства которого истцу неизвестно, явиться в суд в течение 2 месяцев со дня опубликования настоящего объявления в «Рижском вестнике» и сообщить свое место жительства Рижскому окружному суду.
Если ответчик в указанный срок не явится лично или не направит своего представителя, то повестки и другие документы будут оставлены в канцелярии суда, а дело будет назначено к судебному разбирательству в отсутствие ответчика.
К исковому заявлению приложены его копия и копии представленных истцом документов. Рига, 9 декабря 1943 г."

В 1935 году Аларик сочетался браком с некоей Александрой Цвирко в Рижском православном соборе Александра Невского (об этом имеется соответствующая запись). Через восемь лет супруга хлопочет о расторжении брака, поскольку муж бесследно исчез. Что случилось? Весьма вероятно, что старший сын тартуского булочника сгинул в суматохе первых военных лет. Весной 1940 года он был еще жив-здоров и даже ненадолго заглянул в гости к брату (и матери?) в Тарту. О том, что случилось позже, можно лишь предполагать. Не исключено, что Аларик пал жертвой одной из сменявших друг друга властей: советской или немецкой. Но это лишь догадки. Общих детей, судя по всему, у него с Александрой Цвирко не было...

Такая вот получилась история...

На главную                                                                             Немного истории
Previous post Next post
Up