Отрезок в концовке второй четверти матча предсезонки Eagles @ Colts напомнил мне об одной статье, от которой в свое время я пришел в восторг, потому что она объясняла столько всего важного и полезного, что касается клок-менеджмента в американском футболе. Я тогда ее перевел. Допускаю, что далеко не все члены и посетители нашего сообщества читали эту статью на сайте nflrus.ru, где впервые был выложен перевод, поэтому совершенно не против, если вы прочитаете ее здесь. Удивляюсь сам себе, почему не выложил статью (кстати, из ESPN Magazine) раньше, но спешу сейчас восполнить этот пробел.
Том Кафлин считает себя крайне дисциплинированным специалистом, старающимся избежать лишнего стресса, однако выбирает не совсем подходящие моменты для ненужного риска. Взять хотя бы гостевой матч «Джайнтс» против «Бэрз» 2 декабря 2007 года. Нью-Йорк проигрывал 14-16, но за 1:37 до конца заработал первый даун за два ярда до зачетной зоны соперника. В распоряжении «Бэрз» оставался один таймаут. У Кафлина был выбор:
А. Заносить тачдаун
Б. Потянуть время и пробить филдгол.
На первый взгляд, выбор очевиден: тачдаун! «Мы считали, что нужно заносить тачдаун и оставить концовку матча на откуп защите», - говорит куотербэк «Джайнтс» Илай Мэннинг. Если Нью-Йорк делает тачдаун, разница в счете составит пять очков, об остальном позаботится защита. Если занести тачдаун не удастся, потянут время и наберут три очка за счет филдгола. На первом же дауне Мэннинг сделал вкладку Рубену Дроунсу, который легко проник в эндзону. Прекрасное исполнение! Вот только до конца матча оставалось 1:33, которых даже Рексу Гроссману хватит для камбэка. Что почти и удалось куотербэку «Бэрз». Чикагцы добрались до 28-ярдовой линии «Джайнтс», но последний пас, адресованный в зачетную зону, был сбит. Поклонники «Джайнтс» были в восторге от увлекательной концовки. Но правда в том, что Кафлин рисковал победой, допустив просчет, который характерен шокирующему числу тренеров: неправильный контроль секундомера.
Проанализируем вариант Б. У каждой команды НФЛ есть таблица, в которой показано, когда команда может завершить встречу нилом в зависимости от дауна и количества таймаутов у соперника. Так называемый флоп-чарт. Составление этой таблицы приписывают Дику Вермилу. Она составлена исходя из того, что нил-даун - именуемый в Лиге не иначе как «любимый розыгрыш куотербэка» - занимает три секунды и этот тип розыгрыша должен начинаться за 1 секунду до истечения 40 секунд, отведенных на снэп. Когда у соперника нет таймаутов, на каждый нил может уходить по 42 секунды.
Руководствуясь таблицей и здравым смыслом, «Джайнтс» всего-навсего следовало сделать нил на первом дауне, использовав три секунды и вынудив «Бэрз» взять последний таймаут, сделать еще пару нилов на втором и третьем даунах, чтобы потратить еще 1:24. Лоуренсу Тайнзу на пробитие 23-ярдового филдгола осталось бы 10 секунд. Нью-Йорк повел бы со счетом 17-16 за шесть секунд до конца матча - game over!
Мы не ругаем Кафлина. Ошибки при контроле секундомера случаются в НФЛ каждую неделю. Даже в плэйофф, когда, казалось бы, тренеры должны особенно дорожить каждой лишней секундой. В конце концов, эти ребята убивают 100 часов в неделю на то, чтобы составить план на игру, отбирая список комбинаций для вероятных игровых сценариев, просматривая видео и предугадывая каждый возможный шаг соперника. Но когда дело доходит до одного из важнейших факторов, определяющих, выиграет команда или проиграет, - того, как и когда в решающие моменты встречи останавливается секундомер, - тренеры обычно не понимают, что им делать. Кто-то сказал: «Великие тренеры, специалисты, выигрывавшие Супербоулы, каждую неделю допускают вопиющие ошибки в управлении временем».
Откровенно говоря, вряд ли в спорте вообще бывают более стрессовые тактические ситуации, чем последние минуты напряженных матчей НФЛ. То, как ведут себя в таких ситуациях тренеры, отличает их друг от друга не хуже ДНК. Некоторым не под силу продумать действия на пару шагов вперед. Например, Энди Риду, когда на последние четыре минуты матча против Вашингтона, в котором «Иглз» уступили 3-10, он оставил всего один таймаут. «Иглз» находились на 1-ярдовой линии «Редскинз», когда время истекло. Другие же торопятся, как Майк Томлин, взявший в ноябрьском матче с «Чарджерс» таймаут за 15 секунд до конца четверти, чтобы Джеф Рид мог пробить филдгол.
Благодаря этому у Филипа Риверза осталось время на пару розыгрышей, которое, даже если бы и пошло Сан-Диего во вред (помните, как Поламалу занес мяч в зачетную зону соперника, но тачдаун не засчитали), все равно стало манной небесной. Мало кто из тренеров умеет блокировать эмоциональный порыв и хаос в голове и здраво поразмышлять над простой математикой. «Возникает столько вопросов», - говорит бывший тренер «Рэйвенз» Брайан Биллик. «Что покажет нападение? Как сыграет защита? Как повлияют травмы? Кого из игроков выпустить? На все нужно ответить за пять секунд».
Но если в таких ситуациях команде нужна помощь, надо знать, где ее искать. Джон Ти. Рид, обладатель степени MBA Гарвардского университета, гуру в вопросах недвижимости и бывший тренер университетской футбольной команды, написал книгу «Управление временем в футболе», 280-страничный талмуд, изобилующий графиками и таблицами, поясняющими, как оптимально управлять секундомером. Книга также насыщена частенько забываемыми догмами, как, например, «Каждая не использованная по назначению секунда может быть использована против тебя соперником». Если верить Риду, «Биллз», «Колтс», «Тайтнс», «Каубойз» приобрели его книгу, а бывший главный тренер «Фортинайнерз» Майк Нолан приобрел аж семь экземпляров себе и тренерскому штабу. Но если вспомнить, как плохо Нолан контролировал секундомер в течение трех с лишним лет своей работы в Сан-Франциско, Рид не уверен, читал ли тренер книгу. Да и вообще, открывал ли ее хоть кто-нибудь из тренеров. «Тренеры не умеют признавать, что не знают всего на свете», - говорит Рид.
Потом появилась книга Брайана Биллика «Разработка плана атаки на игру» с Тони Бэнксом на обложке, которая на первый взгляд похожа на сборник комиксов. Но в ней прописаны умные и простые правила. Пример: когда нападение пытается тянуть время, назначаемые комбинации должны преследовать именно эту цель, даже если они не приведут к первому дауну. Но все равно, как и Рид, Биллик не знает, сколько тренеров НФЛ читали его книгу. «Даже если и читали, то никогда в этом не признаются», - полагает Брайан.
Большинство тренеров, по крайней мере, делают вид, что придерживаются нескольких универсальных правил, касающихся ведения игры в 2-минутном нападении, обусловливающих максимально эффективное использование времени и предельно упрощающих набор назначаемых комбинаций. Перечислим наиболее важные из них:
1. Никаких голосовых команд от куотербэка, потому что в среднем они отнимают от 3 до 8 секунд.
2. Команды лайнменам должны даваться до того, как они встанут в стойку. Это экономит три секунды.
3. Всегда назначать расстановку, в которой ресиверы занимают места, близкие к их предполагаемым маршрутам, чтобы они не теряли время, пересекая поперек все поле.
4. Каждый розыгрыш начинать с быстрого счета (каждый «хат» занимает секунду) и по окончании розыгрыша отдавать мяч строго в руки арбитру. Это сэкономит еще пять секунд.
5. Договариваться о действиях между розыгрышами на ходу, чтобы «ноу-хаддл»-розыгрыши занимали не 25, а 19 секунд.
6. Выбрасывая мяч, лучше целиться в землю, поскольку если мяч летит высоко, у арбитра уходит больше времени на то, чтобы свистнуть аут.
7. Делать спайк не позже, чем через 9-12 секунд после предыдущего снэпа.
8. Если остановить секундомер не получается, оставлять как минимум 18 секунд на расстановку формации для филдгола. Если секундомер стоит, оставлять две секунды, чтобы игра завершалась филдголом и не повторялась история матча Калифорния - Стэнфорд 1982 года.
Джеф Фишер считается одним из лучших специалистов по управлению временем. Его не увольняют уже 15 лет. Совпадение?
Конечно, эти правила касаются далеко не всех сценариев, вот почему большинство главных тренеров слушают координаторов или помощников, в обязанности которых входит контроль секундомера. Некоторые хэдкоучи даже прибегают к услугам специалистов количественного анализа. Эти парни проводят игровые дни в оборудованных комнатах, изучая сложные таблицы, составляя выкладки по интервалам времени между розыгрышами и ретранслируя свои рекомендации на бровку (использование во время игры компьютеров запрещено).
Эти гении математики предпочитают оставаться в безвестности. Есть неписаное правило: только хэдкоуч может принимать стратегическое решения во время игры. Но для некоторых командиров, вроде Билла Беличика, есть всего один авторитет. Главный тренер «Пэтриотс» в заключительные минуты игр прислушивается лишь к одному голосу - Эрни Адамса, главы исследовательского подразделения Нью-Инглэнд, школьного друга Беличика, который просто помешан на технических, исторических и количественных деталях, влияющих на исход поединков.
Прислушиваться к советам - это одно. Следовать им - это другое. Те, кто лучше всего контролируют время - к ним относятся Беличик и тренер «Тайтнз» Фишер - сообщают координаторам нападения, чего они хотя добиться по итогам конкретного драйва. По мере его развития, они продумывают заранее две-три комбинации, в зависимости от сценария развития событий. Так спокойнее. Вспомните драйв «Тайтнз» в конце четвертой четверти октябрьского матча против «Рэйвенз», когда команда проигрывала 6-10. Фишер не брал ни одного таймаута, а его команда прошла 80 ярдов и занесла победный тачдаун, попутно реализовав два третьих дауна. «Чем дольше этим занимаешься, тем лучше ты подготовлен, потому что за твоими плечами огромный опыт», - говорит Фишер.
Плохо справляющиеся с управлением временем тренеры - в их числе и Херм Эвардс из Канзас Сити и Норв Тёрнер из Сан Диего - сжигают свои таймауты, как тинэйджеры тратят свои минуты на сотовом. Подобные ошибки случаются, когда тренеры одновременно пытаются назначать комбинации и следить за секундомером, что приводит к перегрузке системы. Тёрнер облажался в ноябрьском матче против «Колтс». Проигрывая 17-20 за 1:45 до конца четвертой четверти Сан Диего предстояло разыграть четвертый-и-два с 29-ярдовой линии «Колтс». Варианты Тёрнера:
А. Реализовать четвертый даун.
Б. Потратить как можно больше времени, чтобы до конца четверти оставалось 1:06, взять таймаут и пробить 47-ярдовый филдгол.
В. Сглупить - взять таймаут за 30 секунд до истечения отведенного на розыгрыш времени, пробить филдгол и предоставить Пэйтону Мэннингу дополнительные полминуты на то, чтобы переиграть оборону «Чарджерс».
Тёрнер предпочел вариант В. Стоит ли удивляться, что Мэннинг использовал все подаренные ему секунды, за восемь розыгрышей пройдя 37 ярдов, затем сделав спайк за две секунды до истечения основного времени, чтобы матч завершился как раз 51-ярдовым филдголом.
Не каждый тренерский просчет столь очевиден. Новый тренер «Браунз» Эрик Манджини пренебрег ключевым правилом, когда его прежняя команда «Джетс» 14 декабря встречалась с «Биллз». Если обороняющейся команде нужно вернуть владение, не следует брать таймаут в десятисекундный промежуток до 2-минутного нападения. Обычно, команда, ведущая в счете, не станет разыгрывать пасовую комбинацию, поскольку непойманный пас остановит секундомер. Но если защита берет таймаут за 2:10 до конца, как «Джетс» (за 2:06 до конца), это провоцирует нападение на пас, поскольку сигнал о 2-минутном нападении так или иначе остановит время вне зависимости от типа комбинации.
Из-за взятого таймаута «Джетс» пришлось защищаться от паса и выноса. Естественно «Биллз» разбежались, а Джей.Пи. Лосман сместился вправо. К счастью, сблицевавший сэйфети Абрам Илэм выбил из рук куотербэка мяч, который подхватил дефенсив-энд Шон Эллис и занес в зачетную зону. Поскольку была добыта победа, никто не критиковал Манджини за его ошибку, или риск, если кому-то кажется, что он попросил таймаут, чтобы спровоцировать «Биллз». Соблазн поступиться простой арифметикой был велик. Почти каждый тренер работает в таком ключе.
Но, спасая свои задницы, тренеры не могут все время полагаться на удачу, что и уяснил Майк Смит в проигранной «Фэлконс» игре за уайлдкард против «Кардиналз». Он взял таймаут за 2:17 до конца четвертой четверти, когда Атланта играла в защите, а «Кардиналс» предстояло разыгрывать третий-и-шестнадцать. Ход Смита не только дал Аризоне возможность рассчитывать на победу, заработай она один единственный первый даун - так написано во флоп-чарте - но это решение противоречит и еще одному принципу контроля за временем: уступая в счете и беря таймаут, всегда оставляй полные 40 секунд.
Каждая комбинация нападения, которая останавливает секундомер, занимает порядка семи секунд, так что цель любого таймаута со стороны защиты - выиграть для своего нападения пять-шесть лишних снэпов. Но попросив таймаут за несколько секунд до 2-минутного нападения, Смит выгадал всего 17 секунд - потеряно две-три потенциальные комбинации. «Фэлконс» так и не получили владение, поскольку Курт Уорнер отдал точный пас на Стефана Спаха. «У нас больше нет таймаутов», - воскликнул Смит по окончании розыгрыша. «Так что мы просрали, парни».
А на противоположной бровке Кен Уизенхант подпрыгнул, победно вскинув кулаки. Однако ему еще нужно было закончить игру. Он мог назначить:
А. Вынос
Б. Пас
В. Любимый розыгрыш куотербэка
В кои-то веки управление секундомером проблем не вызвало.