Про Старостина.

Feb 28, 2008 22:27


 Все-таки я чудом попала на сегодняшний строго законспирированный концерт в Доме национальностей, куда, как выяснилось, пускали только по приглашениям и с предъявлением паспорта. Но я прорвалась, не иначе, духи помогли.
Маэстро выступал в дуэте с перкуссионистом Марио, хотя так бывает не всегда. Концерт перемежался вопросами и дискуссиями, все проходило в форме живого общения, благо, камерная обстановка располагала.
Про песни говорить, наверное, не буду - ну что тут скажешь? Кто Старостина слышал - все знает и так, а кто не слышал - тому советую непременно послушать. Купила себе два диска, желающим переписать могу :) Хотя тем, кто действительно эту музыку любит и ценит, грех не поддержать рублем действительно замечательных и талантливейших людей, наших великих гуру :)

В области дискуссий особенно запомнилось рассуждение Сергея о теме смерти в народных песнях. Он считает, что многие из них - своего рода обереги. Споешь про плохое - глядишь, тебя беда и минует. Споешь про больную жену - мол, болей побольней, помирай поскорей, я уж тебе гробик сосновый сколочу, похороню, а сам к девкам в хоровод гулять, - так после такой песни, глядишь, всамделишная жена со страху и не заболеет :)
Ну а часть песен - это осмысление смерти как неотъемлемой части жизни, того, что никого не минует. Как-то в фольклорной экспедиции маэстро стал свидетелем поминального дня в одной из деревень. Все ходили на могилки родных причитать, а фольклористы следом, эти самые ритуальные причеты записывать. И вот, идет к кладбищу женщина со спутником, подходит к ограде, и, заходя внутрь, сразу меняет поведение. Теперь она в мире мертвых и разговаривает с ними на их языке. Он совершенно непохож на язык живых. Она причитает, спрашивает, и даже как будто получает ответы, советы или утешения с той стороны. Все это слышится стороннему наблюдателю как диалог... Но наступает некий момент, когда спутник женщины легким прикосновением как бы возвращает ее в этот мир, она переступает черту обратно и мгновенно возвращается к обыденным разговорам и делам.
Вот это меня и поразило. Никогда не приходило в голову рассматривать традиционные причеты как язык загробного мира...
Кстати, в ходе этого разговора был задан вопрос про песню "Как у нас на синем море" - не о смерти ли она? Сергей же считает, что нет, она скорее об изгнании из рая... Я так и не смогла для себя определить, кто прав. Было бы интересно, кто что думает по этому поводу. Послушать можно тут: http://mp3.mp3s.ru/perl/url.pl?hyXWBSfI7jYXY&549269/4.mp3

Ох, всего было так много, что и не опишешь... Что еще запомнилось? Северный пастуший ударный инструмент, представляющий из себя широкую доску с несколькими небольшими отверстиями-резонаторами, по которому бьют двумя или тремя палочками. Вешается на ремне на шею. Только вот, голова садовая, совершенно забыла, как он называется! Прямо не могу себе простить. И название-то совсем простое! Беда.
Еще наконец-то узнала, что такое свирелка (во которую играет Василь-Василёк из одноименной песни). Это, оказывается, что-то вроде небольшой поперечной калюки с очень высоким тоном. Один из концов ее затыкается пыжом, но так, чтоб оставался зазор-свисток. Ну и, само собой, вырезается отверстие-свисток в теле самой свирелки. Традиционно изготовлялась из ивового прута, но такие инструменты приходят в негодность уже через неделю, поэтому Старостин самолично вырезал себе свирелку из обычной лыжной палки. Вот так.
Может быть, попробую нарисовать все это, тогда выложу :)
Очень жаль, что у маэстро нет своего сайта, он и сам печалится по этому поводу...
Еще раз хочется сказать Сергею и Марио большое спасибо за прекрасный концерт и прекрасные ответы на наши глупые вопросы :) Низкий вам поклон с последующими простираниями :)
И большое спасибо сотрудникам МДН, которые это потрясающее действо и организовали.

Кстати, в МДН обещают Масленицу с гуляньями и прочим, где-то около 4 марта... Но если там будет все опять по паспортам, пойду в АртЭрию.. :)

музыка, Старостин, Фольклор, Концерты

Previous post Next post
Up