Сказки на сон грядущий

Jun 23, 2007 01:18

Вот кто у детей - любимый сказочный персонаж?
Разные, конечно, возможны варианты. Но в лидерах частенько оказывается, понятное дело, Баба Яга.
Чем уж она так полюбилась - один Шайтан ведает. То ли намек на инициацию, по Проппу; то ли просто загадочность ее и таинственность, то ли потребность в чувстве страха...
Причем, подобные персонажи есть у множества народов. В чем-то они очень схожи, в чем-то различаются. Но суть их, как правило неизменнна - некое зловещее существо в облике старухи, колдунья, стерегущая грань между мирами. В любых сказках любых народов она распознается сразу и безошибочно.
Даже взрослому бывает жутковато от этого образа.
Вот, например, один из самых страшных страхов моего детства - татарская ведьма - Убыр.

Убыр, у малороссов упырь, у чуваш вобур (в действительности вампир), по понятиям татар, есть такого рода баснословное существо, которое, хотя иногда и действует отдельно и самостоятельно, но всегдашнее обиталище имеет в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши, вампир-человек. Убыры в сказках - обычно старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр.

Считалось, что он обладает волшебной силой, при помощи которой вредит людям. В мифах казанских татар и башкир убырлы кеше особенно опасен для беременных женщин, так как похищает детей из материнской утробы и прячет их. По ночам Убыр иногда покидает на время тело колдуна, обычно как раз через ту дыру, которую тот имеет под мышкой. Тогда Убыр принимает образ огненного шара, огненного колеса, собаки, кошки, свиньи, иногда - человека, не имеющего, по поверьям башкир, сзади плоти. Он ворует детёнышей домашнего скота, сосёт молоко у коров и кобылиц, отчего те болеют, пьёт кровь у скота, насылает болезни на людей. Если ранить ночью Убыра, наутро в том же месте рана обнаружится у убырлы кеше. После смерти убырлы кеше Убыр живёт в его могиле, выходя по ночам наружу через отверстие в ней (по поверьям татар-мишарей - бродит по земле), и продолжает приносить вред (в частности, проглатывая облака, он вызывает засуху). Считалось, для того чтобы уничтожить Убыра, надо вбить в могилу, где он живёт, дубовый кол или вонзить в ступню умершего иглу.
Убыр-старухи всегда, по сказкам, живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги - когда идет или едет. Живут они в избушках, только не на курьих ножках, как в русских сказках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудь важного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи, хитрецы. Как же они узнают о местопребывании убыр-старухи? А вот как: они пускаются в путь, куда глаза глядят, и после долгого странствования находят, наконец, на берегу озера женщину-красавицу, расчесывающую себе волосы гребнем; она-то и сказывает, где живет убыр. Но не подумайте, что это юха-кыз; юха татарину только вредит; а это жена диу-пэри, татарка, похищенная в детстве этим страшным и таинственным существом. Отыскивают жилье старухи всегда во время ночи, по огоньку, видимому издалека из избушки. При входе застают старуху за едою: она ест огонь. Вошедший непременно должен приветствовать старуху обычными словами: “эс-саляму галейкюм!” (мир вам!), иначе беда: съест его старуха. Однако же силачи, вроде тех, которые носят в дороге 40-ка-пудовую дубину, обуты в 10-ти-пудовые башмаки и перебрасывают через мечеть тройку с возницей и алпаутом (“барином”, а собственно - становым или капитаном-исправником, то есть людьми вообще тяжеловесными), никогда не дают салям убыр-старухе, и когда та, разъярившись, объявляет им, что она скомкает их, силачи (джигит, “молодец”) одним взмахом сабли порешают жизнь убыр-старухи. Эти люди всегда и сами собою, без советов убыр-старухи, к которой и заходят видно более только из любопытства, совершают свои трудные предприятия.
Если посетивший старуху-убыр сбился с дороги и обратится к ней с просьбою помочь горю, та дает ему волшебный клубок и велит покатить по земле, и потом за ним идти. Клубок всегда доведет заблудившегося куда следует.Чуваши своему вобуру, по Сбоеву, приписывают скрадывание и поедание месяца; но не видно, чтобы татарский убыр, доходил до такой способности и смелости.
Бывает, убыр похищает людей, предпочитая молодых девушек, и держит в плену, о чем и сказки имеются: http://gilibili.narod.ru/gul.html

Такие вот пироги. А ведь еще и Ёма есть, и Сюоятар... но об этом, пожалуй, в другой раз...

Лит.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья, М., 1967, с. 366; Кайюм-Насыров. Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства, «Записки Русского Географического Общества по отделению этнографии», т. 6, СПБ, 1880,( с сайта http://www.1000kzn.ru/article/ru/110/88/)

Сказки, Ёма, Баба-Яга, Мифология

Previous post Next post
Up