Дауншифтер -- не раб системы, а беглый раб от системы. Свободным человеком он не становится от самого факта бегства.
Мы зачастую неправильно применяем понятия из рабовладельческих и феодальных времён в современном языке. Бегство / неповиновение само по себе превращало раба или крепостного в беглого раба, но не в свободного человека. Свободный человек - это "чистое" сословие, туда так просто не попасть. А если выбирать из двух альтернатив: раб и беглый раб, то у обеих есть свои достоинства и недостатки. И конечно во многих культурах достойный раб, до конца выполняющий свой долг перед господином, считалось куда более почётным, чем раб беглый.
Мало того, в тех понятиях дихотомия свобода/несвобода не была такой уж важной. Феодалы, не только японские, но и европейские, были тоже несвободны в системе условностей, требований этикета и долга, да и не принято было задумываться о свободе. А вот что было по-настоящему важно, так это сословие человека. И беглый раб ни в какое другое сословие не переходил, он как был «чернью», так и оставался.
Поэтому мне вполне нравится метафора "раб системы" по отношению к современному человеку. Но она должна идти с сопутствующим контекстом. Чтобы не возникало соблазна пропихнуть абсурдные и нежизнеспособные модели поведения (вплоть до суицида) как способы "освободиться от рабства".
Фильм "Сёгун" я первый раз смотрела в дошкольном возрасте, когда его показывали по телевизору. Тогда меня поразили жестокие сцены варки человека в котле, харакири и т.д. и ещё ощущение, что фильм наполнен космическим смыслом, который мой детский мозг не способен переварить.
Потом я много раз хотела пересмотреть этот фильм в более взрослом возрасте, но не могла вспомнить название. И пересмотрела только в 28 лет.
Click to view
Фильм действительно гениальный. Он очень нединамичный, Вам могут больше минуты в полной тишине показывать, как человек идёт на эшафот и какие у него при этом эмоции в глазах, это будет интересно и гармонично. При этом он напичкан философскими темами, о долге, свободе и выборе, о японском взгляде на мир и как следствие о том, насколько вообще был велик спектр возможных вариантов человеческого менталитета, помимо европейского, об относительности морали, о смерти.
Главное, что это страшно интересный и красивый фильм, история (искажённая, но в пределах художественного допущения) глазами людей феодальной эпохи и глазами штурмана. Не так уж много произведений, доступных современному человеку, где бы раскрывались особенности психологии штурманов. Жаль никто в своё время не надоумил Высоцкого сочинить и про них «производственную» песню. Ведь в своё время это была передовая и «наукоёмкая» профессия, на которой держалась тогдашняя экономика.