Каср Амра. Драгоценная баня.

Dec 30, 2009 17:55



 
Неискушённый путешественник, пролетающий на машине по вытянутому струной от Аммана до Ирака хайвею, вряд ли обратит внимание на это неказистое придорожное сооружение. Мало ли хозяйственных построек расположено у дороги? Что интересного могут они скрывать, кроме пары сомлевших от жары арабов, отары овец, по щиколотку увязающих в своём навозе, или изрядно поржавевшего трактора?

Тем временем, эти стены скрывают настоящее сокровище средневековой культуры, выдающийся памятник своей эпохе -

Впрочем, в действительности, Каср Амра (Кусайр Амра, Кусейр Амра) - это не дворец и даже не замок, как его обычно представляют турфирмы. Это баня. Баня, являющаяся единственным сооружением, сохранившимся от более крупного комплекса построек, в числе которых был и форт со сторожевой вышкой. В нём, как предполагают, могли размещаться слуги, а также, при необходимости, гарнизон солдат.

Судя по описаниям, комплекс имел не военное предназначение, а использовался в качестве загородной резиденции или, проще говоря, дачи, где светская элита могла предаваться всем доступным им увеселениям.

От форта-дачи остался только фундамент, а вот бани сохранились, и, главное, сохранились их уникальные фрески, благодаря которым Каср Амра был внесён в перечень мирового наследия ЮНЕСКО. При этом основанием для включения в перечень стало соответствие Каср Амра следующим формальным условиям:
- шедевр человеческого созидательного гения;
- уникальное или, по меньшей мере, исключительное свидетельство культурной традиции;
- выдающийся пример типа здания, архитектурного ансамбля, отражающего существенный этап истории человечества.

Преобладает мнение, что Каср Амра был построен около 710 года по поручению омейядского халифа Валида I (при котором была построена мечеть Омейядов в Дамаске). Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что создателем этого комплекса был либо Валид II, либо Язид III, которые возглавляли халифат после Валида I. В любом случае, он был построен при омейядах и его хорошо сохранившиеся (и отреставрированные в 1971-73 годах) фрески специалисты описывают как типичные для омейядской эпохи.

Они интересны не только тем, что отражают эстетические предпочтения омейядской элиты, но и тем, что по мнению исследователей, в сюжетах и приёмах отразилось влияние эллинистического, византийского, сассанидского и месопотамского искусства, что позволяет сделать некоторые выводы о культурных корнях раннего арабского искусства. Впрочем, не являясь искусствоведом, я не буду пересказывать написанное другими (тем более, что внизу будут ссылки), а покажу, как фрески выглядят сейчас.

К сожалению, мне не удалось как следует пофотографировать внутри. Мы приехали вчетвером и тихо разбрелись по разным залам. Я сделал несколько пристрелочных снимков, и тут ворвалась безумная толпа японцев, взорвавшаяся всполохом вспышек. Доселе дремавший сторож пробудился и возопил, напоминая всем о запрете на фотосъёмку ввиду опасности для фресок, и отказываясь идти на какой-либо компромисс. Пришлось уехать, довольствуясь отснятым.


 
Вид на бани со стороны дороги.


 
Под куполом можно различить фигуры, изображающие знаки Зодиака.


 
Несколько фресок изображают обнажённые женские фигуры.





 

 
А вот и гость из далёкой России - медведь с балалайкой. Тоже обнажённый.


 
Здесь, как и на многих других фресках, можно увидеть вневременную и вненациональную общность настоящего юмора: если на картинке человечек - надо человечку выцарапать глаза, получится прикольно. Аналогичные "приколы" можно наблюдать во многих заброшенных церквях в России.





 
На этой и на следующей фотографиях - фрагменты фрески "Шесть царей", изображающей правителей того времени: византийского императора; сассанидского правителя Кисра; Родерика, последнего короля Испании, убитого Валидом I в 711 году; Негуса Абиссинии; а также, предположительно, китайского императора и турецкого правителя. Эта фреска была призвана демонстрировать превосходство халифа над побеждёнными противниками.











 
На этой и следующей фотографиях - сцены охоты.








 
Обнажённая танцовщица.



А это - купальщица.





 
Механический привод подъёма воды. Хорошо видно, что это уже поздняя реконструкция.


 
Это колодец. Видно дно, засыпанное мусором. Водоносные слои расположены гораздо ниже - глубина колодца составляла около 40 м.



Согласен, прекрасное место для дачи.







Честно говоря, для меня после всего прочитанного о Каср Амра пока остаётся непонятным, как соотносятся эти фрески с запретом на изображение живых людей, который, как я понимаю, в исламе был изначально. Даже учитывая сибаритскую натуру омейядских правителей и удалённость комплекса от крупных городов, непонятно, как эти фрески пережили последующие эпохи. Ведь местные жители знали о его существовании и о фресках. Возможно, фрески были не уничтожены, а просто замазаны и сохранились благодаря этому.

Тут было бы интересно поподробнее познакомиться с историей "открытия" Каср Амра в 1898 году, сделанного Алоизом Мусилом, чешским ориенталистом. Да и вообще если у кого-то есть информация по этой теме, буду благодарен за ссылку.

А пока несколько обещанных полезных ссылок.
1. Статья о Каср Амра на archnet.
2. Статья на тему "Человеческая фигура в раннем исламском искусстве".
3. Каср Амра на сайте ЮНЕСКО.
4. Статья о Каср Амра на saudiaramco.
5. Wiki.
6. Алоис Мусил - чешский Лоуренс Аравийский (пара слов об обстоятельствах открытия Каср Амра).

рассказы, Иордания, Ближний Восток, фото

Previous post Next post
Up