Храм-крепость в Сынковичах, Беларусь

Feb 15, 2010 11:47


 
Хочешь жить в мире - готовься к войне. Этот девиз, известный ещё в античные времена, был очень созвучен ощущениям средневековых жителей нынешней Беларуси. Находясь на стыке нескольких могущественных держав, они всё время находились под угрозой военного нападения. На востоке находилась Русь, ведущая борьбу с татаро-монголами, на западе и севере - Польша и Литва, находившиеся в расцвете своих сил, и враг мог появиться с любой стороны.




 
Как готовится к войне город - понятно. Чтобы противостоять нападению или осаде, город старается задействовать все ресурсы и строит крепостные стены или замок. А как может приготовиться к нападению деревня? Денег мало, людей мало, строительного материала для сооружения серьёзных укреплений тоже мало.


 
В этих условиях и в этот неспокойный период возникают и распространяются церкви оборонного типа, по внешнему виду напоминающие небольшую крепость. Некоторые исследователи указывают на то, что появление таких церквей связано с введённым в конце XV века католической Литвой запретом на строительство православных церквей. Поэтому православные церкви, оказавшиеся вне закона, сразу строились в расчёте на предстоящую оборону, защиту святыни от посягательств иноверцев.


 
Внутри одной из передних башен.

Не исключая такой версии, выскажу своё предположение. Находясь на территории, постоянно оспариваемой крупными державами, люди испытывали потребность в защите, но не всегда обладали необходимыми ресурсами для строительства оборонительных укреплений. Самым крупной постройкой в поселениях тех времён зачастую была именно церковь, на неё расходовалось наибольшее количество строительных материалов. В таких условиях было разумно совместить строительство и церкви, и оборонительного сооружения. Впрочем, так же могли рассуждать и правители этих крупных держав, укрепляя свои границы наиболее экономически выгодным способом.


 
В описанном подходе, насколько я могу судить, принципиальное отличие белорусских церквей от таких церквей-крепостей, как, например, собор Тартусской Богоматери, построенный крестоносцами в Тартусе в 1123 году. Он также имел крепкие стены с бойницами и башни, но являлся не самостоятельной фортификационной единицей, а внешним бастионом городских укреплений Тартуса. Белорусские же церкви являлись самостоятельными укреплениями.


 
Под крышей храма. Видны бойницы и машикули. Под ногами - своды церкви.

Храмы-крепости того периода расположены не только на территории нынешней Беларуси. Церковь оборонительного плана имеется в Польше - Онуфриевская церковь в Посаде Работицкой, а также на Украине - Покровская церковь в Суткивцах.


 
Крыша церкви.

Точная дата постройки церкви в Сынковичах неизвестна. Исследователи указывают дату от 1407 года до 1556. Вероятнее всего, церковь в нынешнем виде была построена действительно к середине XVI века, но либо на месте ранней церкви, либо путём её укрепления. В пользу этой версии говорят упоминания об этой церкви, относящиеся к XIV веку.


 
Что интересно, сторонники версии о постройке церкви в середине XVI века обосновывают своё мнение ссылкой на документы, по которым деньги на строительство церкви были выделены королевой Боной, женой польского короля Сигизмунда. Не очень понятно, как это соотносится с вышеизложенной теорией появления церквей-крепостей как ответа на запрет строительства православных храмов. Можно, конечно, предположить, что деньги выделялись на строительство католического храма, и были использованы коварными крестьянами на строительство православного храма-крепости. Но, в моём представлении, стоимость постройки любого храма - неважно, православного или католического - должна сильно отличаться от стоимости постройки небольшой крепости с мощными стенами.


 
Храм Святого Архангела Михаила имеет высокие стены толщиной полтора метра. По верху в стенах сделаны бойницы и машикули. Покрыта церковь высокой двускатной крышей, но известны источники, в которых говорится о башнеобразном куполе в середине крыши, который был разобран в конце XIX века. Под полом церкви и под каждой из башен имелся склеп. Все эти детали говорят о том, что в средние века церковь вполне могла определённое время выдерживать осаду.


 
Оформление входа в церковный двор.

В оформлении церкви наряду с традиционными приёмами, применявшимися в строительстве русских церквей, использованы и готические мотивы.


 
После революции церковь оказалась на территории Польши и в 1926 году стала филиалом новициата иезуитской миссии в Альбертине (Слоним). После того, как Западная Белоруссия в результате Освободительного похода РККА стала советской территорией, церкви нашли достойное применение: использовали как склад. Вновь храм передали православной церкви ещё в советское время, в 1988-1990 годах. Сейчас это действующий православный храм. Беларусь предлагает ЮНЕСКО включить его в перечень Всемирного культурного наследия.



















Как добраться
Из города Слоним мимо Сынковичей идёт пригородный автобус. На автовокзале советую узнать время отправления обратного автобуса, потому что ходят они редко, и другим способом вернуться в Слоним будет только автостоп. От автобусной остановки надо пройти в центр Сынковичей, повернуть направо, выйти из Сынковичей, увидеть храм и радостно пройти оставшиеся метров триста. Всего идти минут 15-20.

Храм действующий, поэтому плата за вход и осмотр не взимается, а на фотосъёмку внутри собора надо спрашивать благословения.

Беларусь, рассказы, фото

Previous post Next post
Up