Тень на плетень (пенсион 3).
В Беларуси будет проработан вопрос о введении обязательного отпуска для отцов при рождении ребенка.
(12 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/.
http://www.belta.by/society/view/v-belarusi-budet-prorabotan-vopros-o-vvedenii-objazatelnogo-ottsovskogo-otpuska-192983-2016/ )
Еще совсем недавно новость могла быть подана, как величайшее достижение социальной политики (в рамках борьбы с бюрократией - мол, отец желает в декрет, а чиновники не разрешают, волокитят, заставляют справки собирать, а тут - никаких препон, взял и пошел и т.д. и т.п...). Ан, нет - уже не катит. Некоторые граждане неожиданно для себя открыли, что всегда засчитываемые (ранее в Советском Союзе и даже Беларуси 90-х, а сейчас в других странах: России, Украине..) в стаж для назначения пенсии периоды - учеба, служба в армии, декретный отпуск, уход за инвалидом или престарелым и др. - в современной Беларуси в зачет на пенсию не идут. И если учеба, декретный - дело добровольное, то от срочной службы не отвертишься. В России так, например, срочная служба в армии засчитывается день - за два, а у нас...
Опубликованы реальные истории, оставленых за бортом социального государства. Женщина. Пришла за пенсией, а ей отказали - нет стажа. Как нет?- недоумевает. А вот так - собрала весь букет: училась, три декретных, ухаживала за инвалидом родителем, находилась на учете в службе занятости, была ип-шником... На все, про все набежало всего-то 9-ть страховых лет на гос-предприятиях. И таких, ведь, не один и не два... Меня больше всего потрясла история мужчины. После срочной службы в армии, пошел работать в милицию (было такое в те годы, помню... пришел из армии - повестка. думаешь,- что за черт? оказывается - вербуют). Работал он там и участковым, и следователем, и оперативником - всего хватило... Что у него стряслось не знаю - писали, что потребовался уход за родителем. Отслужив 19 лет, он уволился. Всего-то год не доработал до служивой пенсии!!! Ухаживал за родителем, перебивался там-сям работой... И вот - 60-т, идет за пенсией, а ему говорят,- не заработал, нет стажа. Вся служба (2+19 лет) - коту под хвост!
Минтруда разъясняет удивленным беларусам, что, мол де, учеба в вузе, декрет или служба в армии в стаж для назначения пенсии и не входила, все это учитывалось и учитывается только в трудовом стаже, необходимом для расчета конкретного размера пенсии.
http://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/trebovanie-o-nalichii-raboty-s-uplatoj-straxovyx-vznosov-dlja-naznachenija-trudovoj-pensii-v-natsionalnom-zakonodatelstve-suschestvuet-s-1998-goda_2563/ Попробуем проследить как и когда произошло запудривание мозгов.
Закон РБ "О пенсионном обеспечении" №1596-XII был принят 17 апреля 1992г. Сформулирован он прозрачно, просто и доступно. Верно, с тех времен и сложилось у граждан превратное предствление об этом законе в нынешней интерпретации. Закон-то хоть и тот же - и название, и номер - да источен насквозь постоянными изменениями так, что от стройности и логичности осталась одна труха - черт ногу сломит.
Итак, рассмотрим "обычные" пенсии.
Раздел II. Статья 11. Условия назначения пенсий на общих основаниях.
"Право на пенсию по возрасту имеют:
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет."
Раздел I. Общие положения. Статья 5. Лица, имеющие право на пенсию.
Первоначально статья была сформулирована так:
"Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы (часть первая и пункты "а" - "н", "р", "с" статьи 51 настоящего Закона)."
В "буквенных" пунктах Статьи 51 и был обозначен тот род деятельности, что также засчитывается в стаж работы, то бишь служба, учеба, декретный и т.д.
Пока все ясно и понятно. Но в 1998 году был принят Закон №188-3 от 15.07.1998г. за подписью Лукашенко (одобренный депутатами), который изменяет Статью 5, следующим образом:
"Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы".
Была переписана и ст.51, в ней появилось упоминание социального страхования. Неопределенность формулировок просуществовала 8 лет.
19 июля 2006 был принят Закон №155-3 за подписью Лукашенко (одобренный депутатами), который вносил в Статью 5 некую определенность. Ст.5 дополнялась фразой:
"При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет."
При всем при том ст.11 никак не менялась, и нигде не объяснялось что за стаж работы подразумевается в ней.
Ст.51 излагалась в следующей трактовке:
"Статья 51. Периоды деятельности, засчитываемые в стаж работы.
В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.
В стаж работы засчитываются также периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;
б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;
в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;
г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом;
е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
ж) обучения по дневной форме в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре;
з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;
и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;
л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных.
Периоды, указанные в пунктах "в" - "д" части второй настоящей статьи, засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.
Периоды, указанные в настоящей статье, имевшие место после достижения пенсионером возраста, установленного статьей 11 настоящего Закона, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды."
Практически, эти статьи выглядят почти так же и сегодня, только изменилась величина страхового стажа (и по мелочам).
Обратим внимание на следующее. В законе имеются разделы VI и VII, которые озаглавлены:
Раздел VI ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ.
и
Раздел VII ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕНСИЙ.
Т.е. Раздел VI устанавливает, как исчисляется стаж для НАЗНАЧЕНИЯ пенсий, а Раздел VII - как ИСЧИСЛЯТЬ величину пенсии (в .т.ч. в зависимости от стажа). Статья 51 находится в Разделе VI.
Налицо явная нестыковка статей 5 и 51 в существующей трактовке. Ст.51 утверждает, что в стаж для назначение пенсии входит как периоды работы с обязательной уплатой взносов, так и подробно перечисленные во второй части статьи служба в армии, учеба, декрет и т.д. Ст.5 говорит о периодах работы или занятиях иными видами деятельности, с уплатой страховых взносов. Ни откуда не следует, что под иными видами деятельности подразумевается, например, служба в армии. Если все же допустить, что это служба в армии, то абсурдным звучит, что страховые взносы за время службы должны вносить сами служивые - они не сами пошли служить, их призвало государство, так не оно ли и должно вносить эти взносы?! А если так, то вторая часть ст.51, как логически и следует из статьи, входит в периоды для назначения пенсии.
Таким же абсурдом звучит объяснение Минтруда:
"Периоды, в течение которых обязательные страховые взносы не уплачивались (военная служба (служба), уход за ребенком в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), учеба в дневной форме получения образования, уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, получение пособия по безработице (но не более 6 месяцев) и другие (часть вторая статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении»), в страховой стаж не засчитываются. Вместе с тем, указанные периоды учитываются в стаж работы для исчисления пенсии, оказывая влияния на ее размер."
Статья 51 находится в Разделе VI. Т.е. речь в ней идет о стаже для НАЗНАЧЕНИЯ пенсий, а вот исчисление пенсий устанавливается разделом VII. И к чему бы прописывать ограничения - "но не более 9 лет в общей сложности" - если, как утверждает Минтруда, декрет не засчитывается в стаж для назначения (не забываем о разделе VI) пенсий?..
Закон явно требует пристального взгляда... А вот кого? Затрудняюсь сказать. Последнее время Закон перекраивается даже без одобрения депутатами - единственно Указами Гаранта Конституции. Указ №389 от 03.09.2013г., Указ №570 от 08.12.2014г., Указ №534 от 31.12.2015г. - все существенно изменившие Закон. И, наконец, последний - Указ №137 от 11.04.2016г. О котором высказался (не стерпел) бывший судья Конституционного суда, доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов:
"..На основании изложенного сделаем выводы: 1) указом нельзя отменить действие закона; 2) повышение пенсионного возраста нарушает права граждан; 3) граждане не должны в угоду государству отказываться от своих прав; 4) экономические и прочие трудности не могут служить поводом для ограничения прав граждан.
Следовательно, указ №137 от 11 апреля с.г. является незаконным, неконституционным, а также антисоциальным.
Как защитить свои права?
Для защиты конституционных прав и свобод граждан в Беларуси предусматривается несколько юридических средств: президент как гарант Конституции, прав и свобод граждан (ст.79); суды (ст.60); Конституционный суд (ст.116).
Президент, как отмечалось, уже сказал свое «слово» и рассчитывать на его защиту едва ли возможно.
..надеяться на то, что суды выполнят свое предназначение маловероятно. Никто из судей не захочет вступать в конфликт с главой государства..
..Особая роль в защите прав граждан принадлежит Конституционному суду..
..О принятии сомнительных с точки зрения Конституции актов ему должны сообщать уполномоченные субъекты: президент, палаты парламента, правительство, Верховный суд..."
http://belprauda.org/mozhno-li-povysit-pensionnyj-vozrast-ukazom/ UPD
Противоречие статей 5 и 51 Закона подтверждается также еще одним документом, где разъяснено название периодов. Это - Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24 декабря 1992 г. № 777 Об утверждении положения О порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий.
Итак, смотрим "Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий" (самые свежие на сегодняшний день правки 04.03.2015г.).
"2. При назначении пенсий подтверждаются:
2.1. периоды работы и (или) предпринимательской, творческой и иной деятельности,
предусмотренные частью первой статьи 51 Закона (далее - иной деятельности),
протекавшие до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального
страхования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 4,
2/5) на всей территории Республики Беларусь (до 1 января 2003 г.) (далее - до регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица), - документами, выдаваемыми
работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими
соответствующие сведения.
В случаях, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящего Положения, периоды
работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут
устанавливаться на основании свидетельских показаний;
2.2. периоды работы, иной деятельности, протекавшие после вступления в силу
Закона Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного социального страхования" на всей территории Республики
Беларусь (с 1 января 2003 г.) (далее - после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица), - на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета;
2.3. периоды, засчитываемые в стаж работы в соответствии с частью второй статьи
51 Закона (далее - другие периоды, засчитываемые в стаж работы), - документами,
выдаваемыми с места службы, учебы, архивными учреждениями или иными
организациями, имеющими сведения об этих периодах."
Т.е.
- в первой части ст.51 речь идет о "периоды работы и (или) предпринимательской, творческой и иной деятельности"
- во второй части (абзаце) ст.51 - о "другие периоды, засчитываемые в стаж работы"
Т.о.
Как следует из ст.51 Закона "О пенсионном обеспечении", а также из "Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий" в стаж работы для НАЗНАЧЕНИЯ пенсии входят как
- периоды работы и иной деятельности (в которых происходила уплата взносов), так и
- другие периоды (об уплате взносов в которых ничего нигде не сказано).
В то же время из ст.5 Закона "О пенсионном обеспечении" следует, что право на пенсию дают
- только периоды работы и иной деятельности (в которых происходила уплата взносов).
Налицо ситуация, требующая правового разрешения на уровне Конституционного Суда, поскольку в случае расхождения закона, декрета, указа действует Конституция, гарантирующая права граждан, в том числе и на достойную старость.