«Камасутра» - как классическое произведение сексуальной культуры

May 06, 2016 00:06




В рамках обучения написал эссе на эту тему. Может, кому понадобится:



Нам не известно точное время создания этого выдающегося памятника мировой культуры. Предположительно, оно написано в третьем-четвертом веках нашей эры древнеиндийским философом, и что удивительно, аскетом, Ватьсьяяна. Поскольку этот монументальный труд посвящен всем тонкостям не только супружеского быта, но и подробным описаниям позиций для соития, трудно предположить, что автор разбирался в вопросах личной жизни современников лишь полагаясь на теорию.

На мой взгляд, это не только самый древний труд по систематизации половой жизни, но и единственный в своем роде, где человеческая сексуальность подана как часть философии, органическая и необходимая, проникнутая духовностью и неотделимая от жизни вне спальни. В наше время кажется обыденным, что сексуальность - не только закрытая от глаз сфера, но и малозначащая в сравнении с другими сторонами социального взаимодействия. Нечто, сравнимое с отправлением естественных нужд или систем жизнеобеспечения. Необходимое, важное, но не являющееся частью философских систем. Автор, излагая знания того времени, придерживается иного взгляда: умение дарить любовь и получать ее во всех ее ипостасях, создавать крепкие супружеские отношения - это одна из необходимых стадий развития человека на пути к божественному. Он не преувеличивал значение сексуальных утех, но и не преуменьшал их, и писал о подробностях интимных отношений так же просто и естественно, как мы сегодня говорим о погоде.




Человек, с точки зрения автора, должен стремиться к достижению трех целей, каждой свое время. Вторая часть - Кама, как раз и трактует жизнь как гармонию между телом и разумом, и отношение этих двух начал равноправное. Суть Камы - в стремлении к удовлетворению, счастью, ибо это стремление здоровое, плодоносное, и оно обеспечивает психологический гомеостаз, уберегая человека от пороков, коими сегодня изобилует наша современность. Многие правила и рецепты, изложенные в книге, уже не актуальны, но сам подход к проблеме супружеских отношений остается весьма интересным. Ведь чем характерна наша культура? Полным отсутствием структурированности интимной жизни. Если в области ритуалов ухаживания и любви до спальни мы обладаем громадным литературным материалом, внимательно изучаем советы бывалых, как соблазнить и как удержать человека, то процесс самого соития, того, ради чего, собственно, мы и играем в эти игры, никак культурой не обозначено. По большому счету, наши знания черпаются из порнографических материалов и личного опыта и ограничиваются нашей собственной фантазией или понятиями о запретном. Весь этот комплекс практически выпадает из области общей сексуальной культуры. В данной же книге до мелочей расписывается, как должно вести себя мужчинам и женщинам в области интимного общения, и не только с точки зрения техники, но и с психологического ракурса. И, что самое важное, описание позиций сексуальных отношений не заслоняет собой тезисов о важности любви и заботе о нуждах любимых. Тем самым, знаменитое перечисление и описание интимных поз, поражающих наше неискушенное воображение, является лишь частью философии книги.

Найти путь к друг другу - вот, на мой взгляд, истинная цель трактата. Чтобы личное сексуальное желание мужчины учитывало нужды женщины, и эта мысль проходит красной нитью через все произведение. Да, автор признает, что потребности и физиологические реакции женщины сильно отличаются от таковых у мужчин, но он показывает дорогу, как добиться взаимного удовлетворения при всех природных половых различиях. Автор так же указывает и на то, что многое в руках и самой женщины, и она не является лишь пассивным объектом мужского влечения. И мужчина, и женщина должны знать и приемы обольщения, и возбуждения друг друга, и особенности потребностей партнера, а так же множество способов удовлетворения этих потребностей, благодаря которым достигается единение, а не лишь достижение личного удовольствия.




И путь к единению не усыпан розами, автор предупреждает и о множестве препятствий, пишет о правилах и способах, приводит рецепты снадобий и дает советы, как общаться, с чего начинать и как заканчивать общение, говорит о разных типах людей и как ними должно поступать в процессе взаимодействия. Люди, следующие положениям трактата, оказываются в постели вооруженные знаниями и в рамках сексуальной культуры, а не того случайного и не систематизированного разнообразия, редко выходящим за рамки «миссионерской» позы, что мы наблюдаем в наше время. И в этом нет нашей вины. Древние первоисточники, собранные в Библию, оказавшие столь сильное влияние на западную культуру, практически никак не касались интимной сферы человека, и в таком ракурсе наша жизнь и описывалась, так, словно половые отношения - это сам по себе понятный всем процесс, и не стоит ему уделять хоть какое-то особое значение. В современный период , примерно с конца девятнадцатого века, появились идеи, структурирующие половые отношения, а в последние десятилетия общество достигло больших успехов в сознании общей сексуальной культуры, но, тем не менее, Камасутра своим детальным описанием способов взаимного удовлетворения и движения мужчины и женщины друг к другу до сих пор выделяется особняком.

Одно из достоинств книги, что она не посвящена только интимным отношениям, но и вопросам, касающихся обращения с противоположным полом вне спальни - как выбрать невесту, как отвадить неугодного ухажера, как оказать знаки внимания и как удержать любовь. И даже есть глава о том, как вести себя супругам во время ссоры. Можно сказать, что в книге описаны практически все нюансы, из которых состоит личная жизнь человека того времени, и благодаря этому описанию читатель знал, как вести себя в той или иной ситуации. Нельзя не отметить особый способ изложения материала. Автор не дает указания, обязывающие людям поступать определенным образом, он предлагает варианты, дискутирует с другими точками зрения, и потому книга не носит характера списка табу, а , скорее, настоятельных рекомендаций. Автор, даже перечисляя варианты неправильного, с его точки зрения или с точки зрения закона, остается над процессом, понимая, что человек может ошибаться и не судит его за это. Автор прекрасно разбирался в природе человеческих потребностей, понимал, каково значение обычаев и привычек и не пытался создать универсальную для всех людей систему отношений. Его взгляд на человека - да, мы разные, и не только по половой принадлежности и воспитанию, но обладаем разным строением тела и характером, которые не стоит сбрасывать со счетов, а нужно учитывать.

Вследствие этого Камасутра читается совсем не так легко, она богата множеством градаций должного, для кого и в какой момент, и изучение ее требовало даже в то время большого труда. Чего уж говорить о перечислении «способов возлежания». Если мы сегодня попросим описать половой акт рядового современника, то он не сможет сделать это больше чем в нескольких предложениях, и для многих процессов в постели у него нет и подходящего словаря. Чтение Камасутры показывает, с какой внимательностью и скрупулезностью относились люди того времени к своей половой жизни и возводили ее в ранг почти искусства. Жесткая регламентация интимной жизни ее обедняет, снижает уровень культуры в этой области. Но изучение ее, приучение свободно говорить на тему сексуальных отношений так, как она этого заслуживает, культуру повышает. Книга Ватьсьяяны, как пример бережного и серьезного отношения к интимной жизни, вследствие этого до сих пор остается памятником стремления человека к осмыслению и возвышению того, что делает наш род вечным - репродукции. И урок нам, современным людям, до сих пор в большинстве относящихся к интимным отношениям как к чему-то не достойному или стыдному. А ведь в них залог нашего счастья и гармонии, тот мостик, который объединяет мужчин и женщин и дарит им самое главное - Любовь и Наслаждение.




эротика, сексуальность, Камасутра

Previous post Next post
Up