Они выходят нам боком.
Многие из вас не читали ни одного учебника по этой дисциплине. А зря. Именно в них, особенно, в тех, что написаны за рубежом, можно найти ответы на очень важные вопросы современности. В чем причина "цивилизованности" Запада? Как западная система трансформирует сознание? При помощи каких трюков? Подтверждаю, зря психологи хлеб не едят, и у них многое получается.
Но там не написано, что трансформация суть искусственная система, и потому рушится, как только информационная накачка ослабевает или как только очень суровая и , порой, страшная реальность, катастрофа, война, экономический кризис не обрушивается на головы зомбированных эльфов. Особенно мне не нравится, когда дело касается изменения параметров опасности объектов. Опасное представляется как безопасное, а слабое как сильное. То есть, об этом , конечно, говорится, но так, что можно и не заметить. Это искусство обмана. Ради некой цели. Благой цели. Мир кажется несправедливым, жестоким, полным насилия. Все это внутри нас и никуда деться не может. Жизнь - дерьмо. Как обернуть ее в красивый фантик?
Основная часть насилия и почва для стрессов - в необходимости создания иерархии в любой группе, как только люди начинают составлять какой-то коллектив, и в объективных различиях между людьми по самым разным признакам, от экономических до физиологических. Отсюда и возникает два рецепта для решения этих ключевых проблем.
1. Чтобы не возникала иерархия, люди не должны жить в коллективе. Отношения должны стать формальными, каждый должен получить возможность покинуть группу в любой момент и никогда не выяснять отношения между собой при помощи насилия. Это как с детьми. Начали драться, что делают взрослые? Развели по углам. Просто и эффективно - какое насилие, если каждый в своем углу? Как следствие - приоритет воспитания индивидуализма без навыков выстраивания иерархии наиболее безболезненным путем, который находится лишь после долгой практики.
2. Та самая политкорректность, применение нейтральных слов, постоянная пропаганда идеи, что мы все одинаковые. Как следствие, уничтожение различий и по половому признаку, и по половой ориентации. И по умственным способностям. В общем, любое различие стирается. То, что данный прием стоит на втором месте, оправдано. Внушаемое отсутствие различий может поддерживаться лишь в среде, где реального сравнения не происходит, люди , оказываясь в информационном и социальном одиночестве, не могут выработать объективную систему оценки.
Нельзя не признать, что в обществе, подвергнутом такой обработке, на самом деле снижается уровень агрессии. Что воспринимается как благо. Ну, а как это еще можно воспринимать, если становится меньше преступлений против личности? Но за все нужно платить.
Во-первых, такое общество становится беззащитным против организованных сплоченных групп, объединенных идеологией. Это отразится и на обороноспособности страны при военной агрессии.
Во-вторых, уходят в прошлое родственные и семейные связи, отношения между родителями и детьми перестают быть прочными.
В-третьих, исчезает нормы, касающиеся сексуального поведения.
В-четвертых, общество легко поражается вирусом страха и паники. Сплоченная группа, чья жизнь основана на многолетних традициях, живет в иных условиях. Индивидуум чувствует свою принадлежность к группе, что сказывается благотворно на его психическом состоянии, если не находится внизу иерархической пирамиды. Но общество из индивидуалистов никогда не чувствует рядом плеча соратника. Он - один. Всегда. При возникновении стрессовой ситуации ему не к кому обратиться за помощью.
С этим следствием обществу приходится бороться путем введения в оборот широкой системы психологической поддержки и реализации населению антидепрессантов. Отсутствие у человека-одиночки защиты вынуждает общество к созданию не только полицейской системы с широчайшими полномочиями, но и системы мониторинга, благодаря достижениям электронного наблюдения приобретшей гигантские масштабы. Индивидуалисту каждый день говорят, что Государство о нем заботится. И на самом деле в таких обществах достигнуты большие результаты в деле защиты человека. Сам себя он защитить не может, но социальные службы всегда на страже. Включая порядок и чистоту на улицах.
Общество, поставив во главу угла борьбу с любыми проявлениями насилия, теряет навыки обращения с ним. Оно не знает, как его безопасно проявлять, и в панике , когда насилие внезапно направлено на него. Общества "не цивилизованные" привычны к насилию с младых ногтей, что, с точки зрения психологов, наносит людям травму. Человек улицы, прошедший огонь и воду, психологам кажется искалеченной личностью, ведь на самом деле может дать отпор и сам проявить насилие для достижения своих целей. Человек-эльф, житель мирного зоопарка, не знает, что такое оплеуха, он никогда не получал по носу, и окружающие ему кажутся не несущими угрозу. Это как дама с огромным волкодавом. Раз он ни разу ее не укусил, она не боится его клыков. И нужно, чтобы волкодав разок ее куснул, чтобы отрезвление все же произошло. Человек должен иметь опыт ожога на руке, чтобы понять, как на самом деле опасен огонь. Но вот же парадокс. С точки зрения этих психологов, человек, получивший ожог - травмирован душевно. И лучший способ добиться его душевного здоровья - отгородить от огня вовсе.
И это на самом деле работает. Весь "цивилизованный" мир - это мир , лишенный навыка обращения с огнем. Потому он такой миролюбивый, вежливый и культурный.
Насилие - это аналог рецепторов, отвечающих за болезненные ощущения. Представьте, что было бы с нами, если бы мы перестали чувствовать боль? В принципе? Это же замечательно, ответили бы вам психологи. Но тогда вы бы не заметили, что дверь прищемила вам ногу. Или как мясорубка отрезала вам палец. Боль жизненно необходима человеку для понимания границы зоны безопасности. Что у животных, что у человека, есть крайне полезная система страха перед опасностью, и она срабатывает до того, как опасность проявляется во всей своей мощи. Если у объекта острые зубы и длинные когти, надо бежать. Или хотя бы не злить объект. Если человек больше вас по росту, тяжелее по массе, лучше двигается, точнее его движения - он опасен. Почти инстинктивно человек разумный избегает конфликта с таким противником и говорит с ним исключительно вежливо. На этом простом правиле строится элементарная иерархия в группе.
Есть такой интересный пример из жизни медведей. Самцы дерут кору деревьев, оставляя царапины, и чем выше медведь, тем выше отметки на стволе. Если ты не достаточно высок и не дотягиваешься до предыдущих отметок, то уходишь с этой территории. Ибо чревато. Результат? Резкое снижение насилия. Демонстрация боевых качеств умного человека убережет от множества конфликтов.
В мире, где сбита система оценки опасности, "царапины на стволе" никого не страшат. Человек не знает, чем заканчивается реальное столкновение. Ведь что говорят людям? Что все равны. И раз за разом им показывают фильмы и сериалы, в которых откровенно слабые женщины десятками укладывают на землю здоровенных мужчин. Как мантру, повторяют, что девочек бить нельзя, а самим девочкам бить мальчиков можно. Гигантские ресурсы брошены на поддержание этого мифа. Но когда реальный мальчик вдруг решит применить силу против девочки, или реальная девочка вдруг решит поверить в свою неуязвимость и попытается ударить мальчика, или мальчик вознамерится пободаться с мужчиной, грубая реальность внезапно все расставит по местам. Как это случилось недавно в Германии.
Хорошо жить в зоопарке. Пока есть чистые клетки, вовремя приносят корм, и территория огорожена высоким забором. Но что будет с жителями этого городского зоопарка, если забор падет и на территорию ворвется дикая саванна? Никто оказывается не готов.
Психолог рассматривает душевное состояние человека с точки зрения его агрессивности. Но - формально. Формальный подход исключает применение насилия в принципе. Эта та самая граница водораздела между "цивилизованным" и "нецивилизованным" обществом. Я попробовал вам показать, в чем плюсы и минусы каждого из таких обществ. Как "цивилизованный" мир имеет негативную сторону, так и "нецивилизованный". Но в чем критерий истины? Что на самом деле лучше, умение обращаться с насилием и вовремя его избегать, не трогая сильных, или искоренить насилие вообще?
А критерий один - выживает самый приспособленный и готовый сражаться за свою жизнь. И кто победит, элой или морлок? Элою нужно стать морлоком, и только тогда у него есть шанс. А так он лишь еда для морлока. Это, вроде бы, очевидно. Но меня потрясают усилия, которые направляются западным обществом на воспитание все новых поколений своих элоев.
Я не думаю, что здесь какой-то мировой заговор. Есть задача избавить людей от боли и насилия. Кто-то против? Все бы хотели жить в таком мире. Вот психологи и помогают этот мир строить. Добились потрясающих успехов. Вроде бы. С теми минусами, что я обозначил выше. Но за границами - не морлоки, не дикари, не бандиты. Есть множество стран, которые живут достаточно мирно и у них тоже чисто на улицах, и им не нужно было применять зомбирование граждан таким грубым методом разведения людей по клеткам зоопарка. Но они умеют обращаться с насилием, когда это нужно. Правда, есть страны, где все отдано на откуп самоорганизации, где отсутствует законность и суд вершит лишь право сильного. С ним себя сравнивают "цивилизованные" люди. Империя Рима с варварами. Но империя обладала легионами.
Имеются ли сейчас у Запада легионы? Они есть у США, но есть ли они у Европы? США совсем не демократическая страна и знает толк в насилии. Пока еще. А что касается испугавшейся Европы, боюсь, она кинется в махровый радикализм правого толка, и это породит внезапный культ насилия по типу самоорганизации, через погромы. И всему виной будет долгий период изнеженности и сытой жизни в условиях городского зоопарка. Впрочем, это уже отдельная тема для внимательного изучения.