Джузеппе Арчимбольдо. Вчера.Сегодня. Завтра?

Mar 11, 2015 23:34

Если спросите случайно взятого европейца, скольких итальянских художников он может назвать, то практически всегда в ответ вы получите: «Нуууу, Леанардо Да-Винчи ….». Чаще всего на этом перечисление заканчивается, в лучшем случае вы услышите имена Рафаэля или Микеланджело. И как-же это несправедливо по отношению к остальным итальянским живописцам, многие из которых ни в чем не уступают этим общепризнанным мэтрам. Благодаря одной прекрасной книге, о которой я еще расскажу, совсем недавно я для себя открыла такого необычного и удивительного художника, миланца Джузеппе Арчимбольдо. Художника, который в середине 16го века сумел стать вдохновителем сюрреализма, появившегося в веке 20м.




Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника Бьяджо Арчимбольдо, происходившего из древнего южногерманского рода. К сожалению, не сохранилось никакой информации о дате рождения художника, но судя по надписи на автопортрете он появился на свет в 1527 году. Дядя Джузеппе был архиепископом и слыл умным и образованным человеком. Также, как и отец он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам и философии. Имеются сведения, что Бьяджо дружил с учеником Леонардо да Винчи - Бернардино Луини. Сын Луини, соответственно, дружил с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, которые остались в семье. Это должно было оказать влияние на мировоззрение и становление юного художника. Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши, были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.
Джузеппе помогал отцу расписывать Миланский собор. Единственным произведением, абсолютно точно принадлежащим кисти семьи Арчимбольдо, является витраж житие св. Екатерины работа над которым велась согласно документам с 1549 по 1557 годы. Есть также предположения, что это не единственный витраж отца и сына в соборе. Слава о художнике докатилась и до германского императорского двора, и в 1551 году Джузеппе расписал пять гербовых щитов по заказу герцога Богемского Фердинанда, который впоследствии стал императором Священной Римской Империи.
Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора



Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы по той простой причине, что именно в этом году художник покидает родной Милан и переезжает в Вену к императорскому двору своего давнего поклонника Фердинанда I, но согласно имеющимся архивным данным, этим приглашением художник был обязан его сыну - будущему императору Максимилиану II. В это время он создал несколько портретов императорской семьи, а также первую прославившую его серию «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» - в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. И Максимилиан II и его сын Рудольф II заказывали художнику копии этих картин, для того чтобы дарить их своим политическим союзникам. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий».

Весна



Лето



Осень



Зима



Четыре Времени года в одном портрете



Также Джузеппе как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии.
В 1570 году император Максимилиан II отправил Арчимбольдо в Прагу ко двору своего сына и наследника Рудольфа. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким их знатоком, особенно скульптуры и живописи. По натуре же он был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Вероятно поэтому родилась его склонность к мистике. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера - собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. Арчимбольдо по одной из версий также увлекался естествознанием и возможно поэтому был отправлен императором в 1582 в Германию для пополнения коллекции кунсткамеры новыми экспонатами.

Вода



Земля



Воздух



Огонь



Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».

Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна - «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) - и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. В Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи, в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Флора



Вертмун



Итак, художника не стало. А после смерти императора Рудольфа II его забыли на три долгих века и многие произведения были утрачены. Пока сюрреалисты не наткнулись на произведения этого художника и объявили Арчимбольдо предтечей сюрреализма, а, следовательно, одним из лучших мировых художников. Аркадий Ипполитов так описывает этот период:
«Паблисити сюрреалисты умели задействовать, как никто другой, так что и публика от Арчимбольдо стала сходить с ума. К нему, забытому, снова пришла настоящая слава, он стал любимым художником всех модных интеллектуалов, а затем и всей модной публики вообще. У масс-медиа он популярен чуть ли не столь же, сколь и Босх, и его фруктовые головы замелькали на обложках книг, пластинок и на плакатах всевозможных рекламных кампаний. Апофеозом стала выставка в палаццо Грасси в Венеции под названием Effetto Arcimboldo, «Эффект Арчимбольдо», - она состоялась в 1987 году и собрала работы Арчимбольдо, а также множество произведений других эпох, вплоть до скульптур Пикассо, провозглашенных арчимбольдесками. Выставка сопровождалась пудовым сборником эссе, написанных не только учеными-искусствоведами, но и другими мыслящими представителями человечества, включая и эссе Сальватора Дали под названием «Во славу объекта». Над сборником потрудилась не только Европа, но и Америка и Япония (в этой стране Арчимбольдо особенно популярен) - мир помешался на этом миланском художнике. »

Цикл профессии. Адмирал



Библиотекарь



Юрист



Водонос



В наше время крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Одним из самых ярых поклонников таланта Арчимбольдо живущих в наше время являктся американский режиссер и художник Филипп Хаас. Вдохновившись творчеством Джузеппе господин Хаас создал свою серию скульптур «Времена года». Его работы были представлены в 2012 году в лондонском музее изобразительного искусства - Картинной галерее Далвич. Филипп так прокомментировал это собтие : «Я создал проект «Времена года», желая совместить образы XVI века Арчимбольдо с нашим - ХХI веком. Я не могу придумать лучшего места для своих скульптур, чем сад Картинной Галереи.» В последствии как часть передвижной экспозиции музея были выставлены на родине Хааса в таких городах как Финикс, Нью-Йорк, Денвер и Атланта.

Филипп Хаас. Времена года (Четыре сезона)







Также Арчимбольдо вдохновил модный дом Maison Martin Margiela на создание вот такой модели из коллекции Sprig-Summer 2015.



11 веселых фруктов и овощей «поарчембольдовски»ссобранных в смеющееся лицо стали талисманом проходящей в родном городе художника Милане выставки EXPO 2015.





Ну и напоследок покажу пару работ современных «постмодернистских Арчимбольдо» ну или его подражателей… В инстаграм по хештегам #arcimboldo или #arcimboldi можно найти множество модных интерпретаций работ художника.

@storiediannagio



@vic_medina_collage



@alissecook



@elepippi86



@guillemturrocasanovas



@inkedbymario



@jennylemons



@klausenrique



@nandone92



Прочитать поподробнее об этом замечательном и необычном художнике и посмотреть другие его произведения можно на сайте http://giuseppe-arcimboldo.ru/. Сущствует также русскоязычное издание альбома репродукий (Автор текста Ролан Барт). Н и на нетленной Википедии есть неплохая статья, посвященная Арчимбольдо.

мысли вслух, мои любимые итальянцы, Ломбардия, прекрасное, the world is mine, Италия, такой огромный мир

Previous post Next post
Up