Олег Пайбердин
написал в своём журнале о проблемах с интересом публики к концертам современной музыки, и сложностях административного, рекламного и этического рода.
Это очень актуальная и непростая тема, но это проблема не публики и конечно же не Филармонии, а именно Музыки.
Современная музыка в своём большинстве утеряла важнейшую составляющую - Гармонию ( в самом широком смысле этого слова, гармонию созвучий, гармонию формы, гармонию процесса и движения, гармонию глубины, гармонию состояний, в конце концов), на место которой пришла Идея, а лучше - Придумка. Не Замысел, а Умысел, как говорил мой покойный профессор Альберт Семёнович Леман. Эта самая придумка не питает человеческую душу, не наполняет её содержанием и духовным актом своего звучания, а потому не может привлекать внутренне.
Очень часто - и этого безмерно жаль! - концерт современной музыки напоминает цирковое представление, где каждый суперсовременный электический инструмент, или особым образом приготовленный академический, со всей своей изысканно-загадочной нотацией стремиться попрать представления слушателя о том, что ещё эдакого для него можно придумать. Когда таких инструментов много, это весьма напоминает аттракцион. Но подобный аттракцион часто даже при внешней изобретательности оставляет гнетущее впечатление, от него может начаться мигрень и даже симптомы сильной тревоги - по сути, доить коров с невиданными успехами под него, как под Баха, вряд ли кому-то удастся, поскольку далеко не все современные авторы учитывают соотношение частот звучаний в своей музыке, да и не ставят такой задачи.
Авторы выбирают некий стержень, вокруг которого строится перформанс - интервал, принцип звукоизвлечения, программный контекст - всё что угодно, чтобы получить канву для распределения средств выразительности. Калейдоскоп, полученный в результате, случаен и не выверен, вес каждой ноты в нём ничтожно мал - на её месте может быть любая другая - нередко это предусмотрено.
Вместо того, чтобы попасть в такой звуковой бардак, пусть даже и вкусно оформленный и приправленный заявлениями о мировых премьерах и глобальных катаклизмах, лично я бы лучше сходила на Cirque du Soleil - по крайней мере, там меня совершенно очевидно ждёт восхищение, изумление и ощущение невероятности происходящего.
P.S. Достойных сочинений мало, но они существуют. Для того, чтобы слушатель познакомился с ними хорошо, нужно, чтобы его привлекало в концерте что-то ещё, пока он с ними не знаком. Это "ещё" должно быть классической музыкой, а не другим никому не известным опусом, видеосопровождением, бонусом, фуршетом или бесплатным билетом на следующий подобный концерт. В таких случаях заодно легко проверить, выдерживает ли новое сочинение соседство с исключительными полотнами прошлого. Если да, то тогда его можно сыграть вместе с произведением любого автора, чья музыка, ставшая Классикой, вызывает дрожь тела и пение души, и тогда это новое сочинение будет услышано, и неоднократно.
P.P.S. См.
запись годичной давности.