Oct 21, 2008 18:33
Теперь я понимаю, отчего в группе медных духовых, играющих некие звуковые, даже и незамысловатые, последовательности, вечно что-то происходит, хотя бы чуть-чуть, даже в самых лучших и великих оркестрах в истории. Это понимание пришло ко мне в ходе первых же попыток поиграть на трубе.
Загадка таилась в самом искусстве игры на трубе, поскольку, кроме непосредственного переживания всем телом её всепронизывающего голоса, обнажилась одна особенность, касающаяся, очевидно, всех медных инструментов - специфика извлечения из них звука.
Иметь дело с мундштуком медного духового инструмента - история абсолютно своеобразная. Мало того, что ты забываешь обо всём на свете, дуя в трубу ("Что ты всё дуешь в трубу, молодой человек?/Полежал бы ты лучше в гробу, молодой человек."(с)О.Мандельштам) и сосредотачивая в лёгких весь воздух, каковой имеется в организме, до последней кислородинки, что ты забываешь о том, что этот воздух нужен тебе самому не меньше, чем трубе, поскольку каждый удачный узкий и округлый звук, который удаётся издать, заменяет тебе чуть ли не всю атмосферу, - ты преисполнен совершенно специфических переживаний, связанных с давлением столба воздуха на твои губы и тем, что они являются основным, наряду с диафрагмой, орудием управления этим воздухом.
<...Я сейчас опускаю личную буйную музыкантскую фантазию на тему "чего-бы-сыграть", которая воспламеняет мне кровь пуще взрывчатки, и конкретизирую внимание на физической стороне инструмента в режиме "здесь и сейчас"...>
Передувая на квинту вверх, ты чувствуешь, как изменилась его, воздуха, структура, изменилось давление, как этот воздух послушен и неотступно перекатывается на губах. Их необходимо складывать и сжимать так и сяк, до полного их изнеможения, в погоне за новыми звуками и интервалами, которые, как известно, здесь не всегда зависят от вентилей. Наверное, даже не слыша можно подняться на квинту вверх "наощупь". И "ощупь" сия в малейших перерывах и после окончания игры оставляет на устах ощущение, подобное остающемуся от первого в жизни длительного и страстного поцелуя - проходят сутки, а фантом действенного соприкосновения всё ещё жив и не даёт покоя.
Вот и попробуй в таких условиях всегда чисто играть!!!:)
Обмирая от воображаемого исполнения начал Третьей Брукнера и Пятой Малера, или острых моментов Жизни Героя, покусывая губы, раздувшиеся и токающие от необычного напряжения, сообщённого им исполнением простой гаммы, я всерьёз озадачилась проблемой отсутствия у меня собственного инструмента.
буквальное,
оркестр,
однако,
день за днём,
симфоническая музыка