Очёр никак нельзя назвать туристической меккой. Унылый маленький городок, особенно в плохую погоду. Но и тут есть чем занять мозг и ноги.
Но если вам повезло и на термометре выше 20 градусов и солнечно, то смело можно отправляться на пруд. В городе есть небольшая плотина, но местные жители величают ее не иначе как платинА, это вам не уменьшительно-ласкательная плотинка в Екатеринбурге, это огого какое гидротехническое сооружение.
Для нужд завода еще во времена Строгоновых, был вырыт и запружен большой пруд. Такой большой, что в этом пруду есть даже остров, на нем сосновый бор, хорошие песчаные берега - используются как пляжи, много укромных заводей для рыболовов и прочих нудистов. Вообще, красота.
Очёр называют «город-граф». Наверное потому, что одним из владельцев завода (и крепостных мужичишек, приписанных к нему) был граф Павел Александрович Строганов, который во время пребывания в Париже во время Великой французской революции взял себе имя Поль Очёр. Графов тогда немножко вешали. Но гражданин Очёр не прятался от революции, он в ней даже какбы активно участвовал, был членом якобинского клуба. У Питкуля есть рассказ «Гражданин Очёр» - это про него. Императрица Екатерина II велела Строганову вернуться в Россию, где он был отправлен в ссылку в одно из своих имений.
Однако он дружил с ее внуком Александром, и когда тот взошел на престол, стал влиятельной персоной при дворе. По возвращении в Россию Поль Очёр снова стал графом Строгановым, а со своими бывшими революционными друзьями девять лет воевал, начав в Аустерлице, продолжив при Бородино и Лейпциге, а закончил в Париже, где когда-то на собраниях выступал и речи толкал про свободу, равенство и братство. Но одно дело - речи толкать, совсем другое - дать свободу своим крепостным. Фиг им, а не свобода. А было тех крепостных у Строгонова - 57 тысяч душ.
Вот так Очёр стал городом-графом, при советской власти - пролетарским городком, а в постсоветские годы быстро деградировал до маргинальной деревни, где люди живут огородами. Заводы, которые тут дымили 250 лет, загнулись.
Раньше, на двух работающих лодочных станциях можно было брать в прокат катамараны и лодки, кататься по пруду и переправляться на остров. Но потом как-то совсем неожиданно случилась разруха. Катамараны исчезли, лодки уплыли, станции закрылись.
Но и сейчас, стараниями одного интузиаста, можно совершить небольшую, типа морскую, прогулку вокруг острова на катере с дружелюбным названием "Кореш". Это не совсем (совсем не) легально, но очень увлекательно и колоритно. Капитан, иногда бросая штурвал на помошника, выполняет еще и роль экскурсовода, в пути расскажет вам много интересной около-краеведческой информации, ну и просто разных приколов из личного архива. Стоит это удовольствие порядка 200 рублей с человека, точно не помню, чеков никто не выдает.
Краеведческий музей в Очере, такой же скучный, как и все краеведческие музеи во всех городах. Пускать слюни на ржавые утюги и куски деревянных прялок способны только упертые краеведы и этнофилы. Я открыта к любой информации, везде ищу что-то новое, поэтому и музей, конечно, посетила. Моим детям музей тоже понравился, точнее детская площадка у музея.
Большинство детских площадок в городе выглядят, да никак они не выглядят, их просто нет.
Но у музея расположился веселенький продукт глобализации КСИЛовская площадка, со стандартными горками и песочницами.
Да еще и парк Пермского периода впридачу. Дети гуляют в окружении динозавров.
Пройдя по уютной маленькой аллее за музеем, наткнетесь на это чудо. Как определять по ним время я лично не поняла, но выглядит весьма достопримечательно.
А еще есть приличная детская площадка возле местного дома культуры. Ее подарил детям ЛУКОЙЛ. Вот он социально ответственный какой.
В здании ДК расположился очерский загс и для молодоженов у входа соорудили мост, ну чтоб замки вешать, а то ведь без этого никак, ячейка не заечеется. А местный пешеходный мост через пруд жалко, не выдержит такой нагрузки.
Если есть автомобиль в свободном доступе, рекомендую посетить
Копань. Километров 30 в глубь, подальше от цивилизации, по грунтовой дороге и вы на месте.
Фото копани постить здесь не буду, сделанные четырехлетним фотографом на телефон, они представляют историческую ценность только для меня, и несут мало содержательной нагрузки. Хорошие фото есть по ссылке.
Своеобразный природный памятник. Впечатляет. И это впечатляет, даже больше, чем отработанные карьеры в окрестностях Екатеринбурга. Там тоже очень красиво. Если бы это был реально природный провал, или там сели какие его размыли, то это было бы не так эпично. Но тут копали люди, вручную, еще в доэкскаваторную эру. И все блин зря.