Почти год, как мы стали автомобилистами в Израиле. Ежедневные поездки на работу, еженедельная поездка по магазинам, выезды по выходным... в общем, 10 000 километров внезапно остались позади. Мы были на самом юге (пляжи Эйлата), мы были на самом севере (горнолыжный курорт Хермон), мы были в самой восточной точке Израиля (побережье Мертвого моря), а живем мы в самой западной части (побережье Средиземного моря).
У нас замечательный Nissan Qashqai в первом кузове с механической коробкой, с большим багажником и высоким клиренсом. В связи с бурным внедорожным прошлым мы слабо представляем себе, как ездить на пузотерке.
Хотим поделиться своими дорожными наблюдениями с начинающими водить в Израиле или с туристами, которые планируют взять здесь машину напрокат.
1. Междугородние дороги. Чем ближе к центру страны, тем они лучше. Широкие - от двух и более полос в каждую сторону. Встречный ряд отделен от попутного направления бетонными отбойниками или металлическим забором со световозвращающими элементами. Стандартная израильская трасса:
Закономерность проста: чем больше цифр в номере дороги, тем она, как правило, хуже. На двузначных ямочный ремонт - обычное дело. Четырехзначные могут оказаться вообще без покрытия.
Несмотря на дорогую электроэнергию, почти все основные трассы и все развязки ночью освещены фонарями.
Click to view
В Израиле есть платная дорога - шоссе номер 6. Это частная скоростная магистраль, проходящая почти через всю страну с севера на юг. Участок дороги на юге, в пустыне Негев - бесплатный. Здесь нет ни одного светофона, но (!) часто встречаются пробки. Стоять в пробках за собственные деньги - своеобразный мазохизм.
2. Городские дороги. Главная особенность, которая бросилась в глаза, - поворот налево всегда с отдельным светофором и специальным знаком (чтобы ночью не нарушать правила). На крупных перекрестках направо часто можно поворачивать, не обращая внимания на светофор: перед перекрестком будет выделенная полоса со стрелкой.
В израильских ПДД знак "Главная дорога" отсутствует в принципе. Если на твоей полосе нет знака "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено" - значит, ты на главной.
Выезд с кольца возможен с любых полос, а не только с крайней правой - следите за стрелками разметки.
3. Пешеходы. Часть из них - предварительно сохранившиеся (Ctrl-S) деби дальтоники, которые идут по переходу, игнорируя светофор и вас вместе с ним. Будьте внимательны.
4. Самый любимый пункт - водители. В любой непонятной ситуации израильские водители сигналят. Впереди стоящий автомобиль не тронулся на заканчивающийся красный - сигналь! Пролил кофе на штаны - сигналь! Возмущен поведением рош а-мемшала* - сигналь! Ну вы поняли.
*Рош а-мемшала - премьер-министр.
Язык общения на дороге тоже другой. Вместо привычного "Спасибо" или "Извини" аварийкой - вытянутая рука с открытой ладонью. В особо тяжелых случаях этот жест означает "Я пассивный любитель мужчин, я не могу по-другому". Если вам поморгали аварийкой, значит, почти точно за рулем русскоговорящий.
Многие водители не знают, зачем в их машине левый подрулевой переключатель. Поэтому они редко пользуются поворотниками, а когда пользуются - лучше бы они этого не делали. Смотреть надо не на поворотники, а на водителя - куда он смотрит. Также не всегда стоит вашего внимания машина в соседнем ряду со включенным поворотником. Водитель случайно зацепил переключатель и поехал. А не слышит щелканья, ибо в колонках громко поет Омер Адам. Словом, лучшее средство диагностики - зрительный контакт с водителем соседней машины и готовность к неожиданностям и нелогичностям.
В темное время суток, включив однажды дальний свет, редкий израильский водитель переключит его на ближний. Ни при встречном разъезде, ни при приближении к попутной машине.
За рулем в Израиле всегда думайте. И за себя, и за две-три, а лучше четыре машины вокруг. Ибо нередки перестроения прямо вам в бок. Просто так. На вас даже не посмотрели. Также внезапны остановки прямо посередине полосы. Просто так. Захотелось, или кофе пролил на себя, или возникла срочная необходимость поговорить со стоящим на балконе знакомым - да мало ли причин-то.
Отдельно хочу выделить водителей Мазды 3 (в Негеве и на севере - мазда 323). Это местный пацанмобиль, типа Марка II или Чайзера в Забайкалье или тонированной десятки в средней полосе. Все, что я описывал выше, водители третьих мазд исполняют чаще и виртуознее остальных. Правило простое: увидел Мазду 3 - пропусти, остановись, закрой голову руками, пусть она уедет по своим горемычным делам, ты же никуда не торопишься.
5. Парковки. Считайте, что в Тель-Авиве их нет. Никогда. А если есть, то не для вас, а для местных жителей. А для вас штраф. В остальных местах в центре с парковками чуть получше, но иногда даже возле дома приходится кататься по прилегающим улицам, чтобы найти местечко или дождаться, когда кто-нибудь уедет.
Помните параллельную парковку задним ходом? 98%, что именно так вы и будете парковаться. У многих атрофировано чувство габаритов, да и просто в Израиле очень, очень мало места и очень, очень много машин. Поэтому бампера даже у новых машин мятые и/или поцарапанные. Относитесь философски.
6. Мотоциклисты (а также водители мопедов и электровелосипедов). Смотрите в зеркала всегда. Даже когда не хочется - смотрите в зеркала. Они появляются внезапно, сносят зеркала и исчезают.
И напоследок немного видяшек с регистратора для наглядности.
Удачи на израильских дорогах!
Click to view
Click to view