Всё-таки все мои идеологические претензии к либералам вырастают из методологических. Общаешься с идейными либералами и понимаешь, что либерализм - это шанс на на ультрадогматизм и интеллектуальную обездоленность. И в самом деле поверишь, что у либералов нет идей, а есть одни убеждения. Вот, например, либеральные представления об индивидуальности.
Индивидуальность сводится к идентичности, идентичность расценивается как объект собственности (утратишь - потеряешь). При этом государство - постылый монстр, который за идентичностью охотиться или, по крайней мере, понижает ее стоимость. Суть споров о фашизм и сталинизме в контексте 70-летия договора Молотова-Риббентропа сводится в глазах либералов исключительно к тому, чтобы выяснить какой из постлых монстров был самым постылым. (Оказывается, конечно, что сталинский СССР, поскольку верный спутник либерализма - русофобия).
Вопрос, однако, должен стоять совсем иначе: не остаивать право на атомизацию субъекта и натиск на его самость, а анализировать, что этот натиск ему даёт. Собственно, все коллективистские "измы" (солидаризм, кооперативизм, коммунизм, социализм, фашизм и проч.) не только не отменили частно-собственническое отношение к человеческому Я, но придали этому отношению новое качество. Фашизм и коммунизм, исчезнув как актуальные политические доктрины прекрасно существуют сегодня как практические способы индивидуализации.
В первом случае они построены на ожесточённой сегрегации и социальном расизме, во втором - ориентированы на радикальный эгалитаризм. Не факт, что один из этих способов напрочь исключает другой. Напротив, успешные и удачливые могут отличаться по разным параметрам (тип успеха, скорость его обретения, возраст, пол, этнос и проч.). Однако все они в равной степени согласны относительно того, что существует такой мистический социальный объект, как "быдло". Существование "быдла" - предмет негласного консенсуса, который уравнивает олигарха (полагающего, что "быдлом" является тот у кого не пяти-, а трёхэтажный дом) и бомжа (считающего, что "быдло" обитает на соседней помойке). Налицо и равенство, и расизм.
Вот, собственно, итог многолетнего конфликта коммунистической и фашистской идеологий.