Места захвата

Jan 11, 2012 17:54

Помнится, большевики планировали захватить сначала такие точки власти, как телеграфы, мосты, банки. Теперь террористы захватывают роддома, школы и театры. Наводит на размышления и ощущение верности выбора в пользу отказа от роддомов, школ, театров и кинотеатров, как точек наибольшего давления "системной" власти. Театр здесь - это концентрированная, ярко выраженная теоретическая установка: безучастно смотреть - и не действовать, сопереживать - но сидя на месте. Поэтому просмотр фильмов и спектаклей чреват привычкой к бездеятельному наблюдению.
В последнем обращении Умаров делал акцент именно на этой, созерцательной установке: «Жители России больше не будут спокойно наблюдать за войной на Кавказе в своих телевизорах... Война придет на ваши улицы, и вы её ощутите на собственных жизнях и собственных шкурах».

Безучастное, созерцательное, наблюдательное, исследовательское отношение к действительности есть теоретическая установка, породившая философию, науку и вообще европейскую рациональность. В переводе с греческого теор  это просто зритель, а теорейа  смотрение. Теорами в Древней Греции называли послов, которых командировали для присутствия, но не участия на праздничных мероприятиях, например, на олимпийских играх. И вот сейчас все мы теоры. Теоретики. Просто потому что иногда смотрим в экран на разные события и ничего не делаем. Например, показывают фильм, где избивают слабого. Понятно, что залезть в кадр и остановить злодея мы не можем.
Так тело привыкает к отсутствию реакции на события, в которые, по идее, мы бы вмешались или должны были бы вмешаться, если бы не были отгорожены экраном. Экраном, создающим иллюзию реальности. Так экран делает из нас и наших детей теоретиков. Развитие форматов и технологий, имитирующих реальность (например, 3D-фильмы), будет усиливать данную теоретическую, безучастную установку до полного равнодушия, пассивности, бездеятельности.
Экран завораживает. Грёзы, видения, мираж… Безучастность, созерцание миражей расслабляет и нежит. Будильник прозвенел. Пробудил? Вряд ли.
Привычка к безучастности характерна не только для тех, кто не отходит от телевизора. Теория уже внутри нас. Даже внутри тех, кто вообще отказался от телевизора. Ги Дебор называл современное ему общество в 60-х годах прошлого века обществом спектакля. «Спектакль есть … краеугольный камень нереальности реального общества. Во всех своих проявлениях, будь то информация или пропаганда, реклама или непосредственное потребление развлечений, спектакль являет собой модель преобладающего в обществе образа жизни».
Собственно театралы всячески стараются вовлечь зрителя в совместное действие, организовывают хэппенинги, разрушая традиционные форматы и преодолевая границы между зрителем и действующими лицами. Но образ жизни уже стал теоретическим. Особенно в России, на что указывают бесплодные попытки партийного строительства и отсутствие гражданского общества. Получаются только хэппенинги, вроде ЕР и ТСЖ, создаваемых застройщиками, но не собственниками жилья. И спектакли, устраиваемые ФСБ под названием «контртеррористические учения». Череда таких спектаклей прошла по городам России осенью 2009 г. Они назывались «Технология». Одно из таких учений представляло собой  масштабную инсценировку захвата и освобождения заложников в количестве 6 штук. «Террористов» было двое, на них двоих − несколько автобусов милиционеров, 3 пожарных машины, 3 скорых помощи и ещё несколько «уазиков» разных служб и даже автомобиль военной автоинспекции. Видимо, на случай если оперативный штаб примет решение о вводе войск. За несколько часов до (?!)  предполагаемого преступления территория была оцеплена, были пригнаны машины пожарной службы и скорой помощи. Для работы оперативного штаба опять же заранее были приготовлены столы, подключены компьютеры, принтеры, телефоны. Сами действия «террористов» и «контртеррористов» напоминали театр в пионерском лагере, где на сцену выходит мальчик с приколотым на груди булавкой листом бумаги, на котором написано «медведь».
Возвращаясь к посланию Умарова, отметим, что только его наличие, вернее наличие в послании политической составляющей и превращает убийства под землей нескольких человек в теракт. Почему-то никто не сопоставляет это преступление с действиями майора Евсюкова, который породил едва ли не больше ужаса и в этом отношении в его действиях было гораздо больше терроризирующей составляющей. Однако террор - это не  просто ужасающее насилие. Это насилие с целью оказания давления на власть. Как гласит Уголовный кодекс:  «Терроризм − идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
«Жители России больше не будут спокойно наблюдать за войной на Кавказе в своих телевизорах».  «Война придет на ваши улицы, и вы её ощутите на собственных жизнях и собственных шкурах». Буквально Умаров предрекает смену канала восприятия  с визуального на тактильный. С глаз на кожу. Чтобы по ней бегали мурашки. Однако есть вероятность, что пришедшая на улицы война не изменит ситуацию к лучшему. Будет ещё хуже. Люди будут не пожирать глазами, а подходить и трогать, потребляя кожей рук новые виды ощущений. Это будет четвёртое измерение  тактильное. Власть визуального сменится на власть тактильного. Но безучастное потребление ощущений останется.
Есть третий вариант. Не пялиться и не лапать, а слушать. И останавливать. В том числе самих себя, окружающих и речь, несущую ужас. Речь, заполненную матом  языком оскорбления и унижения.  Языком, направленным на опошление и уничижение того, что предшествует чуду деторождения. «Для связки слов» стало использоваться и паскудное выражение, направленное против матери. Его заменители и сокращенные версии слышны даже в детских мультфильмах (например, "В поисках Немо" перевода Елены Воейковой и "Умная дочь" из цикла "Гора самоцветов"). Достоин ли уважения тот народ, который так легко унижает то, что его породило?
Вообще это выражение и есть самый настоящий терроризм. Подумайте, в какой ситуации могло появиться оно? Кто и зачем мог сказать человеку о том, что он изнасиловал его мать? Это мог сделать только враг. Жестокий. Подлый. Омерзительный. Он мог сказать это только для того, чтобы психологически подавить молодую поросль мужского рода. Он мог сказать и правду, ощущая себя в полной безопасности от мести. Теперь это выражение используется для связки слов. Террор между делом. И никаких просветов. Между словами исчезли пробелы  они заполнены скверной и ужасом.
После Беслана китаевед Малявин писал о том, что «единственный способ победить терроризм  лишить его привилегии представлять собою событие». Эта привилегия исчезнет, когда население России перестанет вальяжно потреблять окружающую действительность и пустословить. Когда обратит внимание и силу на подручное, на то, что находится в пределах досягаемости. Начнёт чувствовать и действовать. Слышать самоё себя. Помнить о смерти. Совсем вытесненной за пределы актуального пространства, на что любит указывать Бодрийар. Кто-нибудь видел похороны в Москве (политики, артисты и др. знаменитости не в счёт)? Принято закрывать глаза на смерть. А ведь она есть.
В этой безучастности и глухоте убийство нескольких человек в метро  это на самом деле не событие. Это акт мести, как заявлено в послании Умарова. На войне, как на войне. Если смерть не пускать в дверь, она придёт через окно. И уничтожение группы террористов тут не поможет. Смерть вообще неожиданна. Такова её суть.
Кстати, у европейской рациональности существовала и другая альтернатива, нетеоретическая: философия по Платону  это подготовка к смерти. И ещё одна альтернатива: христианская. Христиан в первые века нашей эры называли людьми без страха смерти. Потому что их жизнь  это путь к вечной жизни. Через смерть, которая есть рождение в вечную жизнь. Или падение в геену огненную, где плач и скрежет зубов. Понятно, что к этой альтернативе близок и ислам. Поэтому пока православная Россия, самооправдывающаяся почитаниями, несудимостями и вообще своим православием, не вспомнит о собственно христианстве (без прилагательных), поступок шахидов будет представлять собою событие. КТО здесь не поможет.
Теоретическую установку усиленно внедряют и в армии. Так, срочников, например, пугают 7-летним сроком лишения свободы за драку, поэтому они слушают унизительнгые оскорбительные речи от сослуживцев, не поднимая рук, привыкая к тому, чтобы беспрестанно безнаказанно оскорблять других и выслушивать в ответ такие же матерные пустословия.
Революция начинается внутри, с работы над собственной этикой, над собственным бытом, поведением, действиям. Потом лишь остаётся менять то, что находиться на расстоянии вытянутой руки.

власть, теракт

Previous post Next post
Up