Иллюзия свободы

May 04, 2015 20:08


Большинство людей считает, что современное западное общество предоставляет человеку максимальную свободу. Но так ли это на самом деле? Что в действительности скрывается под этим словом? Подобная «либерально-демократическая» модель общества тотально строится на известной манипуляции, ярко описанной в некоторых книгах авторов, учащих «Пути к успеху». Предоставим слово одному из таких авторов. Оцените, что пишет Роберт Грин в своей известной книге «48 законов власти и обольщения»:

"ЗАКОН 31 Контролируй все варианты: пусть другие играют картами, которые сдаешь ты
Формулировка закона: Лучший обман тот, при котором вы как бы предоставляете другому человеку выбор: пусть у жертвы возникнет иллюзия свободы выбора, хотя на самом деле она лишь марионетка в вашей игре. Давайте людям выбор, при котором вы выиграете, что бы они ни предпочли. Принуждайте их выбирать меньшее из двух зол, но из того набора, что служит вашим целям. Поставьте их перед дилеммой: куда ни кинь - всюду клин.

Ключи к власти: Разнообразные фантазии, возникающие при словах «свобода», «выбор» или «возможность», куда богаче тех благ, которые мы получаем, в действительности. Если поближе изучить возможность выбора, каким мы располагаем - на рынке, во время выборов, на работе,- то окажется, что она заметным образом ограничена: чаще всего мы выбираем лишь между А и Б, а остаток алфавита остается недоступным.
Людям хитрым и оборотистым это предоставляет бескрайний простор для жульничества. Тем, кому предоставлена возможность выбора, трудно поверить, что они стали объектом манипуляции или обмана. Они не могут видеть, что вы даете им мизерное количество свободы, а в придачу навязываете собственную волю. Сужение диапазона вариантов, таким образом, должно стать обязательной частью ваших махинаций. Говорят, если сможешь добиться, чтобы птичка сама вошла в клетку, она будет петь намного, лучше.
Образ: Рога быка. Бык загоняет вас в угол своими рогами; не одним рогом, от которого вы могли бы увернуться, а парой рогов, которая, как в капкан, ловит вас в промежуток между ними. Бегите налево или направо - куда бы вы ни двинулись, вы наткнетесь на заостренные концы, и они пронзят вас насквозь."

Весьма откровенно, не так ли? Не менее откровенно эта тема раскрывается в известном диалоге из фильма «Матрица»:

Морфеус: Всегда есть выбор.
Меровинген: Чушь. Выбор - это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Это все - неизбежные следствия понимания свободы как возможности выбора из максимального количества вариантов. При этом совершенно упускается из виду, что по сути своей все эти варианты могут вести к одному и тому же итогу, который выгоден манипулятору, предлагающему «выбор». О том, что подобная манипуляция лежит в основе западной модели общества, писал еще Бердяев в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма»:

«Oдин coвeтcкий мoлoдoй чeлoвeк пpиexaл нa нecкoлькo мecяцeв вo Фpaнцию, чтoбы вepнyтьcя пoтoм oбpaтнo в coвeтcкyю Poccию. K кoнцy eгo пpeбывaния eгo cпpocили, кaкoe y нeгo ocтaлocь впeчaтлeниe oт Франции. Oн oтвeтил: «в этoй cтpaнe нeт cвoбoды». Eгo coбeceдник c yдивлeниeм eмy вoзpaжaeт: «чтo вы гoвopитe, Фpaнция - cтpaнa cвoбoды, кaждый cвoбoдeн дyмaть, чтo xoчeт, и дeлaть что xoчeт, этo y вac нeт никaкoй cвoбoды». Toгдa мoлoдoй чeлoвeк излoжил cвoe пoнимaииe cвoбoды: вo Фpaнции нeт cвoбoды и coвeтcкий мoлoдoй чeлoвeк в нeй зaдыxaлcя пoтoмy, чтo в нeй нeвoзмoжнo измeнять жизнь, cтpoить нoвyю жизнь; тaк нaзывaeмaя cвoбoдa в нeй тaкoвa, чтo вce ocтaeтcя нeизмeнным, кaждый дeнь пoxoж нa пpeдшecтвyющий, мoжнo cвepгaть кaждyю нeдeлю миниcтepcтвa, нo ничeгo oт этoгo нe мeняeтcя. Пoэтoмy чeлoвeкy, пpиexaвшeмy из Poccии, вo Фpaнции cкyчнo. B coвeтcкoй жe, кoммyниcтичecкoй Poccии ecть нacтoящaя cвoбoдa, пoтoмy чтo кaждый дeнь мoжнo измeнять жизнь Poccии и дaжe вceгo миpa, мoжнo вce пepecтpaивaть, oдин дeнь нe пoxoдит нa дpyгoй. Kaждый мoлoдoй чeлoвeк чyвcтвyeт ceбя cтpoитeлeм нoвoгo миpa.»

Бердяев особо подчеркивает, что понимание свободы советского человека сильно отличается от привычного западному человеку. Поэтому он гораздо лучше ощущает фальшь западного общественного строя, сущность которого на самом деле является вовсе не такой, какой её стараются представить манипуляторы, наделенные властью.

Previous post Next post
Up