גלות ישמעאל - Ишмаэльское изгнание

Apr 29, 2009 15:06

БеЭзрат аШем и с разрешения автора, рабби Йехиеля Вайцмана, мы предлагаем вашему вниманию перевод первой главы из его книги גלות ישמעאל  , изданной на иврите и в переводе на английский.
Мы считаем, что это очень важная книга для понимания сути того, что со всеми нами сейчас происходит. Будем рады вашим мнениям, поправкам, дополнениям, уточнениям, и т.д.


Ишмаэльское изгнание

Часть 1.

Глава 1 Ишмаэльское изгнание - источники.

Написано в книге Зоар: «Ни одно изгнание не будет таким тяжёлым для еврейского народа как Ишмаэльское изгнание.»

В книге Торы «Бемидбар» описывается как Балак, царь Моава,  нанял пророка Билама что бы тот проклял евреев. «И сказал Билам Балаку: вот пришёл я к тебе. Могу ли я сказать что-либо кроме тех слов, которые вложит Вс-вышний в уста мои.» Стоял  Билам на холме поражёный мощью еврейского лагеря, и вместо проклятия слова благословения еврейского народа вышли из его уст. Среди слов хвалы произнёс Билам слова пророчества о будущих изгнаниях евреев, и в частности о конце дней: «И произнёс он притчу свою, и сказал: ой тому кто будет жить когда сделает это Вс-сильный » (Бамидбар 24:23)  Рабби Элиэзер бен Урканус поясняет сущность пророчества Билама: «Среди семидесяти народов, которые создал Г-сподь, благословен Он, ни одному Он не дал своего имени кроме Ишмаэля1. Ой тому, кто будет жить в его дни, как сказано: «ой тому кто будет жить когда сделает это Всесильный» (Пиркей дереби Элиэзер) Билам предвидел страдания еврейского народа в изгнаниях, но только при мысли об Ишмаэле он воскликнул «ой» как от боли.

Написано в пятой книге Торы «Дварим»: «И возложит Г-сподь Б-г Твой все эти проклятия на врагов твоих и на ненавистников твоих, которые преследовали тебя. » (Дварим 30:7)  Этот стих говорит о конце дней когда каждый народ получит наказание в соответствии с теми страданиями, которые он причинил еврейскому народу. Рабейну Бахья, комментируя этот стих, обращает внимание на разницу между понятиями  «враги» и «ненавистники». Он говорит, что слово «враг» (אויב) выражает более сильную вражду, чем слово «ненавистник) (שונא). Слово  «враг» (אויב) - ойев происходит от восклицания ой вавой (אוי ואבוי) того кто попал в руки врага и взывает о помощи. Рабейну Бахья отождествляет «врага» с Ишмаэлем а «ненавистника»  - с Эсавом.

Пророчество Даниэля даёт нам дополнительные сведения о Ишмаэльском изгнании: «И в то время поднимется Михаэль, правитель великий, стойщий за сынов народа твоего, и будет это время великих бедствий, каких не было с тех пор как стали они народом, и до сегодняшнего дня. И в то время будет спасён народ твой, все, записанные в книгу (жизни).» (Даниэль 12:1)

Это пророчество кажется скрытым для понимания. Однако в комментариях «Мецудат Давид2» говориться, что речь идёт

об Ишмаэльском изгнании: «...и будет время великих бедствий, каких не было с тех пор как стали они народом, и до сегодняшнего дня - маленький рог, причиняющий большой вред - это царство Ишмаэля»

Величайшие еврейские учителя отмечали уникальность этого изгнания среди других изгнаний Израиля.

Рабби Хаим Виталь, выдающийся ученик Аризаля из Цфата, узнал от своего учителя или увидел через руах акодеш , что стихи из псалма  №124 «Если бы не Г-сподь, что стало бы с нами когда поднялись на нас люди. Живьём проглотили бы они нас в гневе своём, потоком унесло бы нас, рекой затопило, воды неумолимые достигли бы до души нашей» говорят об Ишмаэльском изгнании. Вот что он пишет в своих комментариях на псалмы:

«В конце дней Израилю суждено будет испытать Ишмаэльское изгнание, пятое изгнание, последнее и самое тяжёлое из всех-

изгнание Ишмаэля, названного дикарём человеком (פרא אדם)»3

( книга  Эц аДаат Тов)

Цитаты из Зоара и комментариев рабби Хаима Виталя повторяют идею о том, что Ишмаэльское изгнание будет самым тяжёлым из всех изгнаний.

Описание Ишмаэльского изгнания требуют аккуратного и глубокого анализа. Прежде всего, почему об этом изгнании говориться как о самом тяжёлом из всех изгнаний.

Можно ли представить себе что-то более страшное, чем ужасы Катострофы или трагедии разрушения обеих Храмов? Более того, почему именно из того, что Тора описывает Ишмаэля как « дикого человека», Рабби Хаим Виталь делает вывод, что Ишмаэльское изгнание, будет самым тяжёлым из всех изгнаний.

Но что самое загадочное - причина этого изгнания. Почему евреям  суждено испытать Ишмаэльское изгнание?

На эти вопросы мы постараемся ответить в следующих главах.

1 Имя  Ишмаэль ( так же как, например, имя Исраэль) оканчивается на эль (אל) - одно из имён Вс-вышнего.( прим. перев)

2 Комментарии рабби Давида Гиллеля  Альтшулера ( 18 век)

3  Рабби Вот полный текст комментария рабби Хаима Виталя: «Вы уже знакомы с фактом, что есть только четыре изгнания: Вавилонское (которое длилось семдесят лет после разрушения Первого Храма»,  Персидское изгнание (Аман и Ахашверош), Греческое изгнание (Хашмонейский период) и Эдомитское изгнание (Римляне во главе с Титом разрушили Второй Храм, с чего начался двух тысячелетний период  Эдомитского изгнания). Но в конце дней Израилю суждено пережить Ишмаэльское изгнание. Это пятое и последнее изгнание будет самым тяжёлым из всех - изгнание Ишмаэля, названного дикарём человеком (פרא אדם).

Галут Ишмаэль

Previous post Next post
Up