(no subject)

Oct 07, 2008 23:18

ВСТАНЬ, ПОМИЛУЙ ЦИОН

1 « Ани ледоди вэдоди ли»

Рош ходеш Элуль. Название месяца Элуль - это также аббревиатура стиха из «Песни песней»: «Ани ледоди вэдоди ли» - Я принадлежу моему возлюбленному, а мой возлюбленный - мне. Так говорит женщина своему возлюбленному, так говорит народ Израиля Б-гу в предверии Рош Ашана и Йом Кипура. Если Шавуот, день дарования Торы сравнивают с хупой, со свадьбой еврейского народа и Б-га, то Рош Ашана можно сравнить с первой встречей и, если не страшно, с первым прикосновением, первым поцелуем. Ибо в этот день «создал Г-сподь Б-г человека из праха земного, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым. » (Берешит 2:7)
Хотя о Рош Ашана и говорят как о празднике сотворения всего мира, празднуют его тем не менее только евреи. Потому что только евреи, потомки Авраама, являются носителями той Б-жественной души, которую вдохнул Б-г в ноздри первого человека в день Рош Ашана. Потому что Б-г создал этот мир по определённому плану (Торе) и дал евреям Б-жественную душу для того, чтобы пользуясь этим планом, евреи привели мир в состояние святости, то есть сделали его местом раскрытия света Вс-вышнего.Написано в «Пиркей авот»: «Пятью ценностями обладает Святой Благословен Он в Его мире. Вот они: Тора, небо и земля, Авраам, Израиль, Храм». Магараль комментирует эти строки следующим образом: «Перечисленные ценности отличаются от всего сотворённого тем, что их изначальное предназначение - раскрыть присутствие Творца в этом мире. Тора- проявление Его мудрости и воли, небо и земля- реализация Его творческой силы, Авраам был первым, кто открыл людям, что Б-г - единственный Властелин вселенной, в каждом сыне Израиля - частица Самого Все-вышнего, в Храме обитала Шхина (Б-жественное присутствие)» ( Дерех хаим).

Рош ходеш Элуль. Более трёх тысяч лет назад в этот день Моше поднимался в третий раз на гору Синай чтобы молить Б-га о милости и прощении еврейского народа. Он спустился через сорок дней, в Йом Кипур, и на следующий день началось строительство Мишкана.
Рош ходеш Элуль. Год 5768 . Площадь перед Западной стеной. Солнце. Ани ледоди вэдоди ли - эта фраза сейчас на устах у всех, даже в улыбке полицейского, который проверяет наши документы в узком переходе перед подъёмом на Храмовую гору. Мы - группа из 60 евреев во главе с равом Исраэлем Ариэлем - похоже, что единственные евреи, пришедшие сюда сегодня среди десятков групп неевреев-туристов. Мы делаем сегодня алию на Храмовую гору, чтобы молится за весь еврейский народ: за всех, кто не пришёл, не смог, не захотел, не знал, не заинтересовался, предпочёл теоретическое изучение мицвот, связанных с Храмом, за тех, кто положился на мнение раввинов, запрещающих алию на Храмовую гору, за этих самих раввинов - за всех.
Полицейский забирает наши удостоверения личности, через некоторое время возвращается и, вызывая нас по именам, возвращает документы. Он осматривает нашу группу, знакомые ему, судя по всему, лица, и останавливает свой взгляд на мне:
- Первый раз? Добро пожаловать на Храмовую гору - говорит он с улыбкой и тут же продолжает скороговоркой, - Инструкции такие: молиться нельзя, сидуры, тфилины, талиты брать с собой нельзя...Так, с пустыми руками и вывернутыми карманами, пройдя металлический детектор и проверку документов, мы подходим к воротам, а затем, под конвоем арабских полицейских, входим на территорию Храмовой горы.
«Судей и полицейских поставь себе во всех вратах твоих...» - первые слова недельной главы «Шофтим», которую мы начинаем читать сегодня. И чуть дальше «Цедек цедек тирдоф...»- «Справедливости, Справедливости добивайся, чтобы жив ты был и овладел страной, которую Б-г, Все-сильный Твой, даёт тебе ».
Какая странная реальность, вывернутая наизнанку: полицейские охраняют от нас Храмовую гору, как будто мы представляем для неё какую-то опастность. Судьи решают, что именно здесь евреям нельзя молиться Б-гу. Нас пускают сюда как воров пускают на склад с драгоценными камнями. Но справедливости нужно добиваться, и мы входим на Храмовую гору как возвратившиеся хозяева, единственные, знающие ценность этим камням, хозяева, которые пришли чтобы востребовать своё, чтобы оплакивать потери, чтобы молить Б-га о прощении и помиловании.
Мы идём по периметру Храмовой Горы, вокруг золотого купола, названного кипат асела - купол над камнем - названной так потому, что покрывает Эвен Аштия - камень, с которого началось творение Вселенной. Мы идём по Храмовой горе, самой большой до сего дня искуственной горе, построенной царём Шломо на горе Мория. Мы идём по тому месту, где приносили жертвоприношения Адам, Каин, Авель и Ноах, где Авраам связал на жертвеннике своего единственного наследника, Ицхака, готовый принести его в жертву Б-гу. Мы идём по горе, где Яаков видел пророческие сны о будущих изгнаниях своих потомков. Мы идём по периметру площади, на которой когда-то стоял Храм, Первый, а затем и Второй.

Мы идём неторопясь, осматриваясь вокруг, и шепчем по памяти молитвы. Периодически останавливаемся, и Рав Исраэль Ариэль рассказывает о величии Храмов, о том, что Западная стена, про которую сказано, что Шхина никогда не покинула её, - это не та стена, к которой мы привыкли ходить молиться и которую называем Западной стеной или Стеной плача, а основа западной стены кипат асела. Рассказывает рав Исраэль Ариэль и о своих личных воспоминаниях. В 1967 году он был одним из парашютистов, освобождавших Старый город. Он был на Храмовой горе и лично слышал разговор рава Шломо Горена с генералом Мота Гуром. Когда рав Шломо Горен предложил похоронить солдат, погибших при освобождении Старого Города, на территории, прилегающей к Храмовой Горе, Мота Гур ответил: «Да что вы, через две недели мы отдаём эту гору арабам »...
Рав Исраэль Ариэль отгоняет полицейских, чтобы они своими разговорами по переговорным устройствам не мешали ему говорить, а нам молиться. Арабы на Храмовой горе выделяют нас от многочисленных групп туристов и смотрят с неприкрытой злостью.
Иногда мы слышим их злобное шипение за спиной, но продолжаем наш путь по периметру, вокруг того места, где будет построен Третий Храм, с Б-жьей помощью.
«Я, Я - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека смертного, который траве подобен,- говориться в нашей недельной автаре, и чуть дальше: «Пробудись, пробудись, поднимись, Йерусалим...»
Мы ступаем по камням Храмовой горы и ощущаем какое-то невероятное тепло, исходящее от этих камней, а точнее от самой горы, как будто в недрах её где-то скрывается горящая менора. В голове вдруг возникает песня рабби Шломо Карлибаха: «Ата такум терахем Цион ки эт леханена ки ва моэд» - Встань, помилуй Цион, ибо пришла пора сжалиться над ним, пришёл срок назначенный.
Выходим мы через другие ворота и прямо у ворот устраиваем танцы - среди нас есть жених. И снова звучит песня рабби Шломо Карлибаха: «Од йешама бэарей Йегуда увахуцот Йерушалаим коль сасон веколь симха, коль хатан веколь кала...» - Ещё будут слышны в городах Йегуды и на улицах Йерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты.



2. Источники

Вернувшись домой, я стал копаться в источниках, и вновь наболевшие вопросы стали крутиться в голове. Даже, если нельзя полагаться на людей, неверящих в святость Земли Израиля и Храма, то почему так мало активности со стороны тех людей, для которых Земля Израиля и Храм являются абсолютной ценностью? В современном Израиле более трети населения страны ежедневно молится Б-гу и просит в Амиде: «Да увидим мы глазами своими как вернёшься Ты, по милосердию своему, в Цион. Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий Свою Шхину в Цион», более трети населения страны знает о том, что отдавать части Земли Израиля и выгонять евреев из их домов противно закону, более трети населения страны согласно с 13 догматами веры Рамбама и ждёт прихода Машиаха ежедневно. Где были все эти люди когда Азу отдавали в руки террористам и около 10 тысяч евреев было выгнано из своих домов? Почему мы постоянно слышим о разрушениях форпостов? Почему Шхем (с гробницей Йосефа), почти весь Хеврон и Храмовая гора находятся в руках арабов?
Согласно Рамбаму Третий Храм построит Машиах, но что же будет когда он придёт? Ему нужно будет получать разрешение от ВАКФа на строительство?! Есть много трогательных историй о том, как евреи шли на героическое самопожертвование для того, чтобы иметь возможность исполнить какую-либо редкую заповедь. Но из 613 заповедей, о которых говорит Тора, более трети связано с Храмом и невыполнимы в его отсутствие. Возможность исполнения этих заповедей нас совсем не вдохновляет?!
Есть заповедь, прямо говорящая о нашей обязанности построить Храм:
«Двадцатая заповедь по книге Рамбама «Сефер амицвот» - повеление возвести Храм для служения, чтобы в нём совершались жертвоприношения и непрестанно горел огонь на
жертвеннике, и чтобы люди совершали паломничество к Храму три раза в год. Как сказано: «И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них.» ( Шемот 25:8) И сказано в комментариях Сифри: «три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда поселится на Земле Израиля: поставить над собой царя, возвести Храм, и уничтожить потомков Амалека » Отсюда видно,- продолжает Рамбам, - что возведение Храма - самостоятельная заповедь. И эта общая заповедь включает в себя множество частностей, поскольку менора, стол для хлебов, жертвенник, и т д. - всё это части Святилища, и всё это вместе называется Храмом. И заповедь распространяется на каждую из этих частей.
Есть заповедь по отношению к Храмовой горе даже когда Храм разрушен:
«Двадцать первая заповедь - повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним. Как сказано «И перед Святилищем Моим трепещите» ( Ваикра 19:30) В книге Сифри (Кедошим) написано: «В чём заключается этот трепет? Не входят на Храмовую гору с посохом, в обуви, с запыленными ногами и с поясом, в котором хранят монеты, и не проходят через Храм чтобы сократить путь, и тем более не плюют там..» И разъяснено в нескольких местах Талмуда, что на Храмовом дворе категорически запрещено сидеть всем, кроме царей из династии Давида. И всё это следует из Его повеления «И перед Святилищем Моим трепещите», и этот трепет - вечная обязанность, даже теперь, когда за великие грехи наши Храм разрушен. Написано в книге Сифри: « Тора говорит: «Мои Шаббаты соблюдайте и перед Святилищем Моим трепещите». Как соблюдение Шаббата вечно, так и трепет перед Храмом навечно». И там же написано: «Не перед Святилищем ты будешь трепетать, а перед тем, Кто повелел возвести Святилище».
( Перевод Александра Каца, «Сефер амицвот». Изд. Швут Ами)
«Входящий на Храмовую гору выполняет заповедь о Трепете перед Храмом, а воздерживающийся от вхождения на Храмовую гору пренебрегает этой заповедью» - пишет рав Исраэль Ариэль в своей книге «Бейт Ашем Нелех» Почему же треть населения Израиля, которая заботится о соблюдении заповедей связанных со временем (Шаббат и праздники), не прилагает достаточных усилий, чтобы исполнить заповеди, связанные с пространством - с Землёй Израиля, и главное, с Храмом?
Акива Бернштейн прекрасно показал в своих исследованиях, что одно без другого невозможно и нашей целью является на самом деле соединение святости времени и святости пространства, то есть шаббат в Храме. (http://www.kadosh.co.il/mkdsh029.html#ART3)

3. Студент колеля

Помня о том, что Тора живёт не на страницах книг, а в умах и душах тех, кто её изучает, я стал обращаться к людям вокруг себя, которые по должности или виду деятельности должны были бы ответить на мои вопросы. Больше всего досталось ультра-ортодоксальному молодому человеку, студенту колеля, с которым меня сводил в течении нескольких месяцев обеденный перерыв. В результате распросов его и других людей (раввинов, машгиахов, студентов йешив и т д.) сложилась следующая картина (Немаловажная деталь - дело происходило в Бней-Браке) :
а) Все из опрошенных знали, что «раббаним запретили подъём на Храмовую гору», но никто толком не мог сказать кто запретил и почему.
б) Никто из них не спрашивал о подъёме на Храмовую гору своего рава, к которому он всегда приходит с вопросами по еврейскому закону. То есть подобный вопрос просто не возникал у них в голове.
в) Такой вопрос и не мог возникнуть у них в голове, ибо, как сказал студент колеля: «Когда рав Эльяшив или рав Каневский скажут идти на Храмовую гору, тогда я пойду» То есть идея инициативы и социального акта полностью отсутствовала.
Я сказал ему: «Инициатива должна исходить от молодёжи. Может быть, рав Эльяшив и рав Каневский ждут того времени, когда к ним будет приходить молодёжь и спрашивать: «Когда мы идём на Храмовую гору?» Тогда они поймут, что народ готов и дадут команду».
г) «Я молюсь»- говорил молодой человек из колеля, считая, что одним только этим он свой долг и перед еврейским народом и перед Б-гом выполнил. Но как же Б-г ответит на молитвы и поможет тому, кто сам ничего не предпринимает? Или молодой человек думает, что те же сионисты, руками которых было построено государство, (и которых он несколько недолюбливает) теперь преподнесут ему на тарелочке Храм и кресло премьер- министра?
д) Никто из опрошенных не знал откуда взялась строчка «Встань, помилуй Цион, ибо пришла пора сжалиться над ним, пришёл срок назначенный» а так же что идёт после этой строчки...
Я старался ни с кем не спорить, ибо понял, что вопрос совсем не в разрешении или запрете подъёма на Храмовую гору. Ведь люди, которым дорога судьба Храмовой горы,
могли бы устраивать какие-то мероприятия возле Храмовой горы, не поднимаясь непосредственно на саму гору.Причина, на мой взгляд, состоит в том,что мы, евреи, за время долгого пребывания в галуте привыкли к мысли о том, что о Земле Израиля, о Йерусалиме, о Храме можно только молиться. Когда же посредством религиозных и нерелигиозных сионистов была воссоздана, с Б-жьей помощью, еврейская государственность, когда Земля Израиля, Йерусалим и Храмовая гора оказались почти в наших руках, тем, кто верит в святость земли Израиля и Храма, нужно было сделать реальный, практический и героический рывок, чтобы стереть это «почти» и чтобы вся Земля Израиля со всеми святыми местами, включая Храмовую гору, оказалась безоговорочно под властью евреев. Но с 1967 года и до настоящего времени этого рывка так и не произошло. Многие ультра-ортодоксальные евреи как будто испугались такого щедрого дара со стороны сионистов или не поверили возможности осуществить то, о чём весь еврейский народ мечтал две тысячи лет, и .... закрылись в ешивах и колелях над страницами Гемары, как делали их деды и прадеды в Польше, Венгрии, Украине, Белорусии, чтобы снова молиться и мечтать. Проблема в том, что этим можно заниматься на небесах, мы же - не ангелы небесные.
Г-сподь дал нам материальное тело для того, чтобы, используя его, мы действовали в материальном мире и преобразовывали его в соответствии с Б-жественным планом.
Еврейская традиция учит нас не полагаться на чудеса, а в пределах материального мира делать всё, зависящее от нас. Рабби Нахман из Брацлава говорил: «Не молись и не затрудняй Владыку каждый раз, когда можешь достичь необходимого своим действием» (Сефер амидот.)

4. Кто же построит Третий Храм?

На самом деле, нужно было бы начать с вопроса о том, кто построил Первый Храм.
Всем известно, что это сделал царь Шломо, однако в трактате «Псахим» написано следующее: «Семь вещей были созданы до сотворения Мира, вот они: Тора, Тшува, Ган Эден, Геином, Престол Славы, Храм, имя Машиаха». Дальше в Гемаре идёт спор о том, были ли эти вещи созданы в мысли Творца как необходимые для существования Мира, или вышеприведенные слова нужно понимать буквально и речь идёт о создании материальных объектов.
В книге Мелахим I (9:1-9:4) так описывается заключение строительства Храма: «И было, после того, как Шломо закончил постройку дома Г-сподня и дома царского, и всего, чего желал Шломо, что он хотел сделать, явился Г-сподь Шломо во второй раз, как являлся ему в Гивоне. И сказал ему Г-сподь: услышал Я молитву твою и прошение твоё, которым ты просил Меня, посвятил Я этот дом, который ты построил, пребыванию Имени Моего там навеки, и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни».То есть, получается, что Г-сподь создал духовный образ Храма и отметил место не Земле, где этот храм в будующем должен стоять. Затем царь Шломо построил материальный прообраз Храма и стал молить Г-спода о соединении материального Храма с его духовным образом. Г-сподь ответил на его молитвы и Храм, построенный царём Шломо стал также местом Шхины. Так возник Первый Храм, и по такому же принципу, возможно, будет построен и Третий Храм.
Вот что говорил Любавический ребе на эту тему: « Рамбам утверждает, что Третий Храм будет построен человеческими руками, и его построение будет одним из знаков прихода Машиаха. Другая точка зрения объясняет, что это будет «Святилище Б-га, установленное руками Твоими», то есть, что Храм уже существует на небесах и ждёт своего часа чтобы спуститься на землю» «Можно объяснить - продолжает Любавический ребе, - что между этими двумя точками зрения нет противоречия. Машиах приведёт людей к строительству тех измерений Храма, которые могут быть постигнуты человеческим интеллектом. После этого, измерения, которые не могут быть постигнуты человеком, будут спущены с небес Вс-вышним.»
(http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/144751/jewish/How-We-Can-Build-the-Bais-Hamikdash.htm)

5. Встань, помилуй Цион.

Рош ходеш Элуль. Год 5768. В подмандатном Израиле смутные времена. У британцев и сионистов-социалистов, в руки которых попал мандат после воссоздания государства Израиль, ещё были какие-то идеалы и принципы. Сейчас мандат находится в руках эрев рав - людей, у которых идеалов нет, а принцип только один: набить свои карманы как можно потуже и неважно какими путями. Нужно только иногда просматривать сводки новостей, чтобы это заметить. Они не знают, куда вести народ Израиля, и поэтому являются источником морального разложения. Они не знают, что делать с Землёй Израиля, с Храмовой горой, и поэтому в навязчивом бреду режут эту землю на лоскутки и пытаются отдать их кому угодно: России, Сирии, Египту, ООН - кто возмёт.Иногда возникает странное ощущение, что живёшь на Земле Израиля, и в то же время в галуте, на какой-то подмандатной территории. Ибо значительная часть населения страны, не имея Торы, не очень уверена в наших правах на эту Землю. Поэтому кто-то рвётся в Америку, кто-то переполняется комплексом вины и самоуничижающе готов отдать все что угодно по первому требованию, даже ложному, а кто-то продолжает держаться за принцип «взял - поэтому моё».
Другая же значительная часть населения страны, которая знает по какому праву мы являемся хозяевами этой земли, закрылась в йешивах и колелях и не хочет пачкать руки. Эти люди упорно не хотят замечать, что Г-сподь начал собирать Свой народ на Земле Израиля, что эта Земля, которая была в запущении почти две тысячи лет, стала давать плоды, что всем народам земли вдруг стало очень интересно, что же происходит именно на этом небольшом клочке земли, что всем вдруг захотелось в Йерусалим.... Они упрямо не хотять замечать, что пророчества о конце дней сходят со страниц книг и становятся реальностью перед самым их носом.
Религиозные сионисты, поселенцы и поддерживающие их остаются единственным живым элементом общества, единственными людьми, которые живут в ногу с реальностью и занимают в ней достойное место, которым удается совместить знания о Земле Израиля, любовь к ней и работу по её освоению. К сожалению, этих людей пока не достаточно много, у них ещё недостаточно поддержки и понимания со стороны традиционного (масорти) и ультро-ортодоксального лагерей, чтобы спокойно, достойно и без излишних трагедий взять власть в свои руки, но будущее страны за ними и будущие лидеры Израиля - это они. ( Не случайно, что отмирающее правление эрев рав видит в поселенцах своего главного противника и так отчаянно пытается его подавить, не гнушаясь никакими средствами.
Рав Шломо Карлибах, который много ездил по поселениям, говорил, что не Армия Обороны Израиля, а именно поселенцы являются главными защитниками страны.Вполне закономерно, что эти же люди составили ядро группы, делающей алию на Храмовую гору, и я был счастлив, что удостоился чести быть среди них.
Йегуда бен Тайма говорит: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орёл, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца Твоего Небесного. Он также часто повторял:
Дерзкому - ад, застенчивому - Рай. Да будет угодно Тебе, Всесильный Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы был построен Храм - вскоре, в наши дни, - и дай нам удел в Торе Твоей».
( Пиркей Авот 5:20)Для того, чтобы пояснить, почему в этой Мишне говориться о Храме, в комментариях «Шай ламора» приводиться следующий фрагмент из мидраша Берешит Раба:
«Четыре вещи показал Святой, Благословен Он, Аврааму, отцу нашему: Геином (ад), Царствования ( гоев над евреями, изгнания), дарование Торы, и Храм. Сказал Он Аврааму: всё время, что дети твои будут заняты двумя из этих вещей, они будут спасены от двух других. Если же отделятся от двух, то будут осуждены на другие два».Храм и Тора- это основа мира, как сердце и мозг в теле человека, Храм - это серде мира, а Тора - мозг мира - поясняет Магараль.
Ещё в этой Мишне интересно то, что слово «дерзкий» (аз) употребляется сначала с положительным оттенком, а потом с отрицательным. Мидраш Шмуэль объясняет это так: «Дерзость - это отрицательное качество, и следует проявлять его только в одном случае: для того, чтобы поставить на место тех, кто глумится над служением человека Вс-вышнему.»
Есть вещи, которым нельзя научиться по книгам, их нужно испытать. Хотите понять, что такое дерзость тигра - съездите на разрушенные форпосты, посмотрите съёмки изгнания из Гуш Катифа, или поднимитесь на Храмовую гору и пройдите по ней под конвоем арабских полицейских. Обязательно сделайте это, ибо на этих местах вы поймёте также что такое любовь к Земле Израиля, что такое любовь к Храму. Там вы услышите песню рабби Шломо Карлибаха: «Ата такум терахем Цион ки эт леханена ки ва моэд» - Встань, помилуй Цион, ибо пришла пора сжалиться над ним, пришёл срок назначенный, ибо рабы Твои любят камни его, горюют над прахом его...(Псалмы 102:14-15)
«Встань, помилуй Цион, ибо пришла пора...- когда наступит пора помиловать Цион? -
спрашивает рабби Йегуда Алеви, - Когда весь народ Израиля страстно полюбит его камни и прах ».

Храм, Храмовая гора

Previous post Next post
Up