(Перевод основан на комментариях рава Даниэля Акоэна Ставского, шлита )
Послание это написал рабби Исраэль Бааль Шем Тов, да пребудет память о нём в Мире Грядущем, и дал его в руки рабби Яакову Йосефу Коэну , чтобы тот передал послание свояку Бааль Шем Това, рабби Аврааму Гершону Кутоверу1, живущему в Святой Земле. Однако по причине задержки, ниспосланной Вс-вышним, благословен Он, не поехал рабби Яаков Йосеф2 в Эрец Исраэль, и осталось послание в руках его в заслугу нашему народу, детям Исраэля.
« Мой дорогой свояк, мой любимый друг, который дорог мне как собственная душа и сердце, возвышенный рабби и хасид, известный своими познаниями в Торе и богобоязненностью, наш учитель рабби Авраам Гершом, да будет сиять его свет и да будет над ним мир. Супруга его благочестивая госпожа Блюма и все дети его - да будут благословенны дни их жизни, амен, села.
Я получил письмо, написанное твоей святой рукой, которое ты послал через эмиссаров из Иерусалима, во время Ярмарки Луки в 5510 (1750) году. Оно было написано чрезвычайно кратко, и в нём объяснялось, что ты написал подробные письма каждому из нас и послал их через некого человека, направляющегося в Египет. Однако, эти письма не дошли до нас, и я чрезвычайно опечален, что не видел подробного письма, написанного твоей святой рукой. Несомненно, что всё это происходит по причине беспорядков во многих землях, где распространилась чума из-за грехов наших. Неподалёку от наших мест чума достигла святую общину Могилёва, а также Валихию и страны Востока.
Судя по твоему письму, ты не получил те толкования и мистические откровения, которые я послал тебе через рабби святой общины Полонного. Это известие меня тоже очень огорчило. Моё письмо, несомненно, доставило бы тебе великую радость, если бы ты получил его. С тех пор некоторые детали стёрлись из моей памяти, однако то, что помню, я опишу тебе вкратце.
В Рош Ашана 5507 (1746) я воззвал3 к своей душе чтобы вознести её, способом известным тебе, и видел удивительные вещи, как в зеркальном отражении4, которых не видел ещё с тех пор как начал осознавать себя. То, что я увидел и постиг там, невозможно передать словами, даже лицом к лицу. Когда я возвращался в нижний райский сад видел несколько душ, живых и умерших людей, известных и неизвестных мне, без меры и числа в движении подъёма и спуска, рацо вашов5, поднимающихся из одного мира в другой через столп, известный знающим тайную мудрость, в такой великой радости, которую не в силах передать уста а ухо земное тяжело чтобы услышать. Также видел многих грешников вернувшихся к полному раскаянью, и прощены были им их грехи, ибо было это время великого благоволения, даже в моих глазах было удивительно, что раскаянье некоторых из них было принято, ибо ты тоже знал их, и была среди них великая радость, и поднимались они как описывалось выше. И все они как один просили и уговаривали меня: «по величию твоего учения видно, что одарил тебя Вс-вышний особым постижением, поднимайся и будь нашим помощником». И по причине радости великой, которую я видел среди них, собрался подниматься вместе с ними, но увидел как в зеркальном отражении, что ангел смерти поднялся чтобы обвинить эту великую радость, подобно которой не бывало, и достиг своими действиями приговора о насильственном крещении нескольких душ, и те погибли необычной смертью. Ужас охватил меня, и я буквально положил мою душу на это, и попросил своего учителя и рабби6, что бы он был со мной, ибо это большая опасность подниматься в высшие миры, ибо с тех пор как я начал себя осознавать, не поднимался я так высоко.
Я поднимался с уровня к уровню пока не достиг храма Машиаха, где Машиах учит Тору со всеми Танаим и праведниками а так же с семью пастырями7. И там видел я огромную радость и не знал отчего эта радость. И подумал: может это оттого, что, не приведи Г-сподь, я покинул Этот Мир, и сообщили мне, что я ещё не покинул Этот Мир, радость же эта оттого, что приятно им наверху когда я делаю йихудим8 внизу в соответствии со святой Торой. Однако сущность этой радости неизвестна мне до сего дня.
Я спросил Машиаха: Когда господин придёт? Он ответил: Вот как узнаешь о моём приходе: когда распространится учение твоё и откроется миру и пробьются родники его наружу, то, чему я учил тебя и ты постиг, и смогут люди делать йихудим и возносить души свои как это делаешь ты, и тогда придёт конец клипот9 и наступит время благоволения и избавления.
Было мне это удивительно слышать и горько, ибо понимал я, как много время нужно для того, что бы это произошло. Однако, находясь там я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени, которые: легко выучить и растолковать10 , и успокоился я, ибо подумал, что посредством этого люди моего поколения смогут достичь моего уровня и аспекта и будут возносить свои души и учить и постигать подобно мне, но не было мне разрешено раскрыть эти знания в течении всей моей жизни. Я просил разрешения научить этому тебя, и не дано было мне разрешение, и поклялся я в том, что не открою эти знания.
Но это я сообщаю тебе, да будет Вс-вышний в помощь тебе, чтобы не отклонялся от пути Вс-вышнего, особенно в Святой Земле: во время твоей молитвы и учёбы, в каждом слове, что исходит из твоих уст, имей намеренье создавать йихудим Имени, ибо в каждой букве ( Торы и молитвы) есть миры, души и Б-жественность11, и они (буквы)поднимаются и связываются и соединяются одна с другой, и после этого связываются и соединяются в слово, и соединяются они истинным единством в Б-жественности. Соедини твою душу с ними в каждом аспекте, как говорилось выше, и соединятся все миры как один и поднимутся, и будет великое веселье и безграничное наслаждение, если ты понимаешь радость жениха и невесты в материальном мире, то какова же радость в высших мирах. Да будет Вс-вышний в помощь тебе повсюду, и ты преуспеешь, дай знание мудрому - и станет ещё мудрее12. Помолись за меня с таким намерением, чтобы удостоился я присоединиться к наделу Б-га при жизни, а также за других, находящихся за пределами Земли Израиля.
Ещё я молился о том, что с сделал Б-г, о душах из Исраэля, которые были переданы в руки ангелу смерти (самэх мэм) для умертвления, и несколько из них были уничтожены и после этого умертвлены. После этого мне дано было разрешение задать вопросы самому ангелу смерти, и я спросил каково его мнение о тех, кто изменил веру и после этого был умертвлён, и он ответил мне, что все намерения его во имя Небес. И так по грехам нашим, после того как в святой общине Заслава был приговор нескольким душам, и двое из них изменили вере, а после этого убили их и остальных, которые умерли освятив имя небес, в большой святости, разными видами смерти. А после этого был приговор в святой общине Сивтовка, и в святой общине Доневич, но там не было никого, кто бы изменил вере, ибо увидели что произошло в святой общине Заслава, и все отдали свои души на освящение небес и выдержали испытание. В заслугу им придёт Машиах и отомстит за них и искупит землю своего народа.
В Рош ашана 5510 (1749) я воззвал к своей душе чтобы вознести её, способом известным тебе, и увидел такое большое обвинение против нас, что ангел смерти чуть не получил разрешение уничтожить все земли и общины. Я положил свою душу на то и молился, ибо лучше пасть от руки Б-га чем от руки человека13, и согласились со мной и заменили декрет об уничтожении декретом о великой слабости и чуме, какой не бывало во всех землях Польши и землях, близких к ней. Так и произошло, и распространилась слабость чрезвычайная без границ, и также чума по всем странам. Я начал молиться и произносить рано утром вместе с друзьями своими строки о воскурениях, чтобы отменить декреты, о которых говорилось выше. И открыли мне с небес: разве ты сам не постиг, что лучше пасть от руки Б-га чем от руки человека, зачем же ты хочешь отменить декреты? Разве обвинитель не превратился в защитника? И так далее… и с тех пор я не произносил стихов о воскурениях и не молился об этом, только в Ошана Раба пошёл в синагогу вместе со всеми и из-за страха великого сказал стихи о воскурениях только один раз что бы не распространилась чума в наших краях, и так с Б-жьей помощью и произошло.
Я хотел бы продолжить рассказ, но слёзы разлуки с тобой не дают мне говорить. Прошу тебя повторять слова мусара 14, которые я говорил тебе несколько раз, чтобы эти слова всегда были в твоих мыслях, размышлять над ними, тщательно следовать им - и ты наверняка найдёшь в них несколько видов успокоения, ибо это не пустые слова, что я сказал тебе. Знает Г-сподь, что я не отчаиваюсь добраться до Земли Исраэля и быть вместе с тобой, если будет на то воля Г-спода, однако время ещё не подошло.
Пусть также не покажется недобрым в твоих глазах, что я не послал тебе деньги, ибо из-за постоянного недостатка времени, из-за голода и чумы, из-за того, что мне необходимо кормить семью и детей, кроме остальных бедных народа Израиля, не остаётся у меня денег кроме как на самое насущное. Если будет на то воля Г-спода, и «даст нам Г-сподь простор, и мы разрастёмся на земле»15, тогда конечно же я смогу помочь тебе.
Также есть у меня внук, жених Эфраим16, гений в познаниях Торы. Несомненно, если позволит время, ты сам прибудешь к нам и увидимся лицом к лицу и порадуешься нашей радостью, как ты обещал мне.
Также есть у меня просьба по отношению к свату моему, раву, известному своей праведностью, Йосефу Кацу17, приблизить его обеими руками и всевозможными благами, ибо желанны дела его перед Г-сподом, и всё что он делает - во имя Небес. Нужно во всём помочь ему и поддержать его, ибо, несомненно, и тебе будет легче, если он будет с тобой по одну сторону.
Вот слова дорогого тебе свояка, который надеется увидеть тебя лицом к лицу и молится за продление дней твоей жизни, жизни твоей жены и детей, который обращается к Г-споду с требованием о твоём здоровьи денно и нощно, амен, сэла. »
Исраэль Бааль Шем Тов, Из святой общины Меджибож.
Примечания:
1Рав Авраам Гершом Кутовер (Из Китова) - был братом жены Баал Шем Това, Ханы. Поначалу он не признавал Бааль Шем Това и противился женитьбе своей сестры. Однако, впоследствии он стал учеником Бааль Шем Това. Рав Даниэль Акоэн Ставски говорит, что Бааль Шем Тов подготовил четыре группы к алие в Эрец Исраэль. Рав Авраам Гершом был во главе первой алии, кроме этого у него было особое задание встретиться с рабби Хаим бен Атаром. Бааль Шем Тов признавал рабби Хаима бен Атара главой поколения и волощением руаха царя Давида. Сам Бааль Шем Тов был потомком царя Давида и воплощением уровня нефеш души царя Давида по словам рава Даниэля Акоэна Ставского. Бааль Шем Тов считал, что если ему удастся встретиться с рабби Хаимом бен Атаром, то вместе они смогли бы вызвать царя Давида, то есть Машиаха и геулу (Избавление)
2Рав Яаков Йосэф Акоэн из Полонного был учеником Бааль Шем Това, он же и напечатал письмо Бааль Шем Това, которое осталось у него в руках, в книге «בן פורת יוסף»
3«Воззвал к своей душе чтобы вознести её. Слово השבעה употребляется в значении קריאה воззвал. Нешама (נשמה)- не руах(רוח) и не нефеш (נפש)- распространяясь от тела, поднимается из одного мира в другой достигнув храма Машиаха» - Рав Даниэль Акоэн Ставски.
4Подобно зеркальному отражению. « Некое духовное зеркало, позволяющее увидеть духовную реальность » - рав Даниэль Акоэн Ставски.
5Движение рацо вашов (רצוא ושוב)описывается в видении пророка Йехезкеля. Рав Даниэль Акоэн Ставски согласился, что движение подъёма и спуска, рацо вэшов, можно определить как приближение к Вс-вышнему (подъём в мирах) - рацо , и отдаление от Вс-вышнего (спуск в мирах)- шов.
6 Мой рабби и учитель. Ахийя Шилони. «Ахийя Шилони, который получил традицию от Моше, нашего учителя, мир ему, был среди вышедших из Египта, а после этого получил традицию из двора царя Давида, мир ему, был учителем пророка Элиягу, а потом рабби и учителем Бааль Шем Това» (כתר שם טוב, קמג). Рав Даниель Акоэн Ставски пишет, что Ахийя Шилони прожил около шестисот лет и приводит Гемару (מסכת בבא בתרא קכא ע''ב): Учат мудрецы, что семеро перекрыли весь мир (получили учение из уст в уста): «Метушелах видел Адама, Шем видел Метушелаха, Яаков видел Шема, Амрам видел Яакова, Ахийя Шилони видел Амрама, Элиягу видел Ахийю Шилони и всё ещё жив… »
7C семью пастырями. (שבעת הרועים) «Как пояснил Бааль Шем Тов в комментариях к недельной главе «Экев», Пастыри - наши святые праотцы: Аврааам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид в соответствии с семью сфирот мира Ацилут» - Рав Даниэль Акоэн Ставски.
8Йихудим. (יחודים) «Соединение мысли и души человека с буквами имени Вс-вышнего» - Рав Даниэль Акоэн Ставски.
9Клипот (ед. клипа)(קליפות)- «Оболочка, внешнее, которое скрывает и душит внутреннее, ассоциируется с силами зла» - рав Даниэль Акоэн Ставски.
10 Легко выучить и растолковать . בנקל ללמוד ולפרוש . Есть несколько уровней понимания этих слов. Согласно раву Арье Каплану, Бааль Шем Тов пишет: «находясь там, я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени, которые легко выучить и растолковать». Рав Даниэль Акоэн Ставски пишет, что есть традиция, идущая от учеников и близких членов семьи Бааль Шем Това и утверждающая, что Бааль Шем Тов закодировал эти три сгулы и три Святых Имени в трёх вышеупомянутых словах. И действительно, вышеприведенная фраза буквально утверждает следующее: «находясь там, я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени и они: легко выучить и растолковать».
11 Миры, души и Б-жественность.(עולמות, נשמות ואלוקות) Миры- сотворённые миры Ацилут, Брийя, Йецира, Асийя (включая материальный мир - часть мира Асийя), Б-жественность - Эйн соф благословен Он - Творец миров, души - души Исраэля, которые соединяют Б-жественность с мирами, каналы, посредством которых Б-жественный свет наполняет миры.
12 «Дай (знания) мудрому- и станет ещё мудрее» (Мишлей 9:9)
13И сказал Давид Гаду: «Тяжело мне очень, но лучше пасть от руки Г-спода, ибо велико милосердие Его, чем от руки человеческой пасть мне. » (Шмуэль 2, 24:14)
14 Мусар. « И главное - учить урок мусара каждый день…» Бааль Шем Тов (צוואת הריב''ש, א')
15 «Даст нам Г-сподь простор, и мы разрастёмся на земле» - Книга Берешит, недельная глава Толдот (26:22)
16Внук Эфраим. Моше Хаим Эфраим - сын Адели, дочери Бааль Шем Това
17 Рав Йосеф Кац - тот же самый рав Яаков Йосэф Акоэн из Полонного, через которого Бааль Шем Тов пытался передать своё послание в Эрец Исраэль.