Из уст в уста
Рав Ицхак Гинзбург
Оба праздника, Пурим и Пэсах, связаны с Избавлением1 еврейского народа. Названия обоих начинаются с буквы «пэ» означающей «уста».2
Призвав Мирьям и Аарона, Б-г рассказывает им об уникальном уровне пророчества их брата Моше : « слушайте слова мои: если и есть среди вас пророк Б-га, то Я в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним. Не так с рабом Моим Моше: во всём доме3 Моём доверенный он, из уст в уста
(פה אל פה) говорю Я с ним, а не загадками, и образ Мой видит он…» (Бемидбар 12:6 -12:8) Выражение «из уст в уста» намекает на два Избавления: Избавление Пурима и Избавление Пэсаха.
Первое Избавление, хронологически, Избавление Пэсаха было осуществлено посредством самого Моше. Второе Избавление - избавление от декрета Амана об уничтожении евреев, не приведи Г-сподь, было осуществлено посредством Мордехая, который являлся основной реинкарнацией Моше в Танахе.4
Существует несколько интерпретаций выражения « из уст в уста» по отношению к пророчеству Моше:
1) « Из уст в уста» - означает, что Б-г обращался к Моше напрямую, без посредников (ангелов) Такая интерпретация соответствует сфире «Хохма».
2) « Из уст в уста» - означает, что Б-г давал Моше инструкции в точной форме а не в виде аллегорий. Такая интерпретация соответствует сфире «Бина»
3) « Из уст в уста» - означает, что Моше пророчествовал в состоянии бодрствования, полностью осознавая свои телесные ощущения. Такая интерпретация соответствует сфире «Даат»
4) « Из уст в уста» - означает, что Моше было разрешено исследовать содержимое дома3 Б-жьего от начала до конца. Такая интерпретация соответствует сфире «Тифэрэт»
5) « Из уст в уста» - означает, что Б-г исцелил уста Моше ( до дарования Торы уста Моше были «тяжёлыми») силой как бы Своих уст. Такая интерпретация соответствует сфире «Малхут».5
Все эти интерпретации связаны с Избавлением Пурима и также с Избавленим Пэсаха. Избавление - это осознанное и непосредственное (соответствующее трём интеллектуальным качестам: Хохма, Бина и Даат) восприятие откровения Б-га перед народом Израиля. Еврейский год ( счёт месяцев) начинается в Нисане - в месяце Пэсаха и заканчиваеся в Адаре - месяце Пурима. Окончание врастает в начало, Адар в Нисан. Избавление излечивает бессловесных 6, давая нам свободу полно и ясно выражать самые глубокие чувства наших сердец.
(Перевод с блога
http://www.rabbiginsburgh.com/2011/03/25/mouth-to-mouth/)
Примечания переводчика:
1 Слово גאולה (Избавление) отличается от слова גולה (изгнание) присутствием буквы א (алеф) намекающей на Единого Хозяина вселенной. То есть переход от изгнания к избавлению заключается в раскрытии и принятии нами Его воли. Выйдя из рабства Мицраима, евреи получили Тору на горе Синай. Избежав декрет злого Амана, евреи вторично приняли Тору, на сей раз полностью по своей воле.
2 Уста играют двойную роль в жизни человека. С одной стороны через уста пища попадает внутрь тела, то есть внешнее становится внутренним. С другой стороны, с помощью уст мы высказываем свои мысли, то есть внутреннее выходит наружу. Во время пасхального сэдера определённая еда должна быть съедена и определённый текст должен быть сказан.
3 Слово «дом» Онкелос и Йонатан бен Узиэль переводят как «народ Израиля». Мидраши рассказывают, что Б-г показал Моше все поколения евреев от первого до последнего.
4 Рав Йеонатан Эйбшиц пишет что Мордехай был реинкарнацией и частью души Моше. Эстер была реинкарнацией Батьи - дочери Паро, которая вытащила ребёнка Моше из Нила, Аман реинкарнацией египтянина, которого убил Моше. То есть, действующие Пэсаха встретились снова в Пурим.
5 «Из уст в уста» - означает очень глубокую внутреннюю связь которая характеризует не только отношение Б-га к Моше, но также отношение Б-га ко всему еврейскому народу. Те же пять аспектов уникального положения Моше как пророка можно распространить на уникальное положение евреев среди других народов:
1) Б-г вывел евреев из Египта Сам, а не с помощью посредников.
2) Б-г дал евреям не только письменную Тору, но и устную Тору - материал необходимый для понимания и точного выполнения заповедей письменной Торы.
3) Только получив Тору, евреи смогли освящать физический мир. До этого наши праотцы выполняли заповеди исключительно на духовном плане.
4) Евреи получили Тору как единое тело, единая семья. Близость евреев и ответственность одного за другого не имеет аналогов среди других народов.
5) Не только Моше был излечен от тяжёлых уст - весь еврейский народ был излечен от недугов во время дарования Торы.
6 Паро (пэ ра) настолько поработил евреев, что они не могли открыть уста чтобы возопить к Б-гу за помощью. Моше напомнил евреям кто они такие и помог им открыть уста и возопить к Б-гу. Одно из объяснений слова Пэсах - Пэ сах - уста говорящие.
Перевод и примечания: Ашер Левин