Оригинал взят у
ad_dagestani в
Разъяснения слов Имама Ахмада о таклиде بسم الله الرحمن الرحيم
Разъяснения слов Имама Ахмада о таклиде
Те люди, которые имеют утопические мысли, сделать каждого джахиля Муджтахидом, приводят одним из доводов в подтверждении своей утопии слова Имама Ахмада:
«Не делайте таклид мне! Не делайте таклид ни Малику, ни Шафии, ни Саври! Берите оттуда, откуда брали они».
И вот те, которые опираются на эти слова, думают, что эти слова обращены к таким джахилям, как они и, что они не должны делать таклид за учеными, а должны сами извлекать (истинбат) хукмы из Курана и Сунны самостоятельно.
Давайте посмотрим, в действительности ли Имам Ахмад сделал им подобное повеление? Посмотрим на разъяснения этих слов Имама Ахмада тем, на кого часто опираются эти люди и кто во многом сам порицал таклид, то есть на то, что сказал Ибн Таймийя:
Сказал хабалитский ученый Ибн Таймийя (661-768 х/1263-1328 м) в книге «Аль Фатаваль Кубра»:
وأما مثلُ مالكٍ والشافعيِّ وسُفيانَ ، ومثلُ إسحاقَ بنِ راهويهِ وأبي عبيْدٍ فقد نصَّ في غيرِ موضعٍ على أنه لا يجوز للعالمِ القادرِ على الاستدلالِ أن يقلِّدَهم وقال : لا تُقلِّدوني ولا تقلِّدوا مالكًا ولا الشافعيَّ ولا الثوريَّ وكان يُحِبُّ الشافعيَ ويُثني عليه ، و يُحِبُّ إسحاقَ ويُثني عليه ، ويُثني على مالكٍ والثوريِّ وغيرِهما مِن الأئمةِ ، ويأمُر العامِّيَّ بأنْ يَستَفتيَ إسحاقَ وأبا عبيْدٍ وأبا ثوْرٍ وأبا مُصْعَبٍ ، ويَنْهى العلماءَ مِن أصحابِه ، كأبي داودَ ، وعثمانَ بنِ سعيدٍ ، وإبراهيمَ الحَرْبيِّ ، وأبي بكرٍ الأثرَمِ ، وأبي زُرْعةَ ، وأبي حاتمٍ السٍّجِسْتانيِّ ، ومسلمٍ ، وغيرِ هؤلاءِ أنْ لا يقلِّدوا أحدًا مِن العلماءِ ويقول : عليكمْ بالأصْلِ بالكتابِ والسنةِ
«А на счет, таких как Малика, Шафии, Суфьяна, Исхакъ бин Рахавейха, Абу Убайда, то Имам Ахмад во многих местах говорил, что не дозволено, ученому (муджтахиду) способному на истидляль, делать им таклид и говорил: "Не делайте таклид мне! Не делайте таклид ни Малику, ни Шафии, ни Саври" (Берите оттуда, откуда брали они).
В то время как он любил Шафии и восхвалял его, и любил Исхакъа и восхвалял его. Так же он восхвалял Малика, Саври и других имамов.
И повелел аммиям (т.е. не муджтахидам) спрашивать фатвы у Исхакъа, Абу Убайда, Абу Савра и Абу Мусъаба.
И запретил ученым из числа своих сподвижников, таким как Абу Давуд, Усман бин Саид, Ибрахим Аль Харби, Абу Бакр Аль Асрам, Абу Зуръа, Абу Хатим Ас Сиджистани, Муслим и другим, делать таклид за кем-либо из ученых и сказал: "Берите из основ, из Книги и Сунны"».
Источник: Ахмад Ибн Таймийя: Аль Фатаваль Кубра: 5/98
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1408/1987 Примечание: Как мы видим, Ибн Таймийя подтверждает, что Имам Ахмад сказал эти слова тем ученым муджтахидам, которые достигли уровня истинбата (извлечение хукмов). А аммиям/простолюдинам, то есть не муджтахидам, не то что не запретил таклид, а наоборот повелел брать фатвы от муджтахидов. И этим самым отделил аммиев от муджтахидов, показав, что они не могут равняться в этом.
То есть этими словами Имам Ахмад обратился к муджтахидам.
В итоге, в упомянутых словах Имама Ахмада нет никакого довода для невежд. Наоборот, здесь довод против них, потому что Имам повелел им делать таклид.
И хвала Аллаху, который заставил ахлю батиль привести довод своими руками против самих же себя.