Мнение имама аш-Шафии о произнесении «Амин Раббаль-алямин» после фатихи в намазе

Jan 20, 2020 10:57


Вначале полная цитата имама Ибн Раджаба по этому вопросу, из которой среди относящих себя к современной саляфии распространяется лишь отрывок с первым предложением.

Пишет хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали:

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي في كتابه فتح الباري 5/260: ولا يستحب أن يصل آمين بذكر آخر ، مثل أن يقول : آمين رب العالمين ؛ لأنه لم تأت به السنة ، هذا قول أصحابنا . وقال الشافعي : هو حسن. ولا يسحتب أن يقدم على التأمين دعاء ؛ لأن التأمين على دعاء الفاتحة ، وهو هداية الصراط المستقيم ، وهو أهم الأدعية وأجلها . ومن السلف من استحب ذلك للمأموم ، منهم : الربيع بن خثيم والثوري.

«Не является желательным, чтобы он (т.е. молящийся) продолжил «амин» другим зикром, например, если скажет: «Амин Раббаль-алямин», - потому что не пришло сунны с этим. - Таково мнение наших товарищей (т.е. ханбалитов). И сказал аш-Шафии: «Это (продолжение «амин» другим зикром) - хорошо». Также не является желательным делать дуа перед «амин», потому что «амин» произносится к дуа аль-фатихи, к просьбе о ведении по прямому пути, а это важнейшее и величайшее дуа. И среди саляфов (ранних имамов) были те, кто счел это желательным для молящегося за имамом. Из них ар-Раби’ ибн Хусейм и ас-Саури». См. «Фатх аль-Бари» 5/260.

Затем имам Ибн Раджаб привел несколько хадисов и асар от Ибрахима ан-Нахаи о дуа перед «амин» и указал на слабость их иснадов.

Здесь стоит обратить внимание на следующее в научной методологии имама Ибн Раджаба:

1. Слова «не является желательным». Хафиз не сказал, ни то, что это нововведение, ни то, что это запрещено, ни то, что это нежелательно или порицаемо, ни то, что это не является дозволенным (мубах), он только указал, что это дело не относится к категории желательных.

2. Он отнес это постановление к пониманию ученых-ханбалитов, а не выдал его за абсолютную однозначную истину, противоречие которой непременно будет отклонением от норм Ислама. Имам показал, что в понимании ученых именно его мазхаба этот вопрос и его решение выглядят таким образом, но есть и другие не менее достойные имамы, которые поняли его иначе и пришли к иным заключениям.

3. Он не стал опровергать ни одного из имамов-муджтахидов, высказавших иные мнения по этому вопросу. Не стал обвинять их в противоречии сунне, оставлении доводов, не стал называть их мнения слабыми. Он всего лишь указал свое мнение и то, на чем оно основывается.

Такова работа со словами имамов-муджтахидов у имама-хафиза. Подобно ли его поведению то, что мы наблюдаем сегодня у основного количества активистов, заявляющих о своей саляфии? Если нет - а в данном случае «нет» по всем трем пунктам - то это свидетельство о больших упущениях в формировании у этой категории людей понимания каким должно быть отношение к положениям религиозных наук и фикха в частности.

Подробнее о мнении имама аш-Шафии

Имам аш-Шафии сказал:

قَالَ الإمام محمد بن إدريس الشَّافِعِيُّ : «وَقَوْلُ آمِينَ يَدُلُّ عَلَى أَنْ لَا بَأْسَ أَنْ يَسْأَلَ الْعَبْدُ رَبَّهُ فِي الصَّلَاةِ كُلِّهَا فِي الدِّينِ وَالدُّنْيَا مَعَ مَا يَدُلُّ مِنْ السُّنَنِ عَلَى ذَلِكَ . وَلَوْ قَالَ مَعَ: آمِينَ رَبَّ الْعَالَمِينَ وَغَيْرَ ذَلِكَ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ كَانَ حَسَنًا لَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ شَيْءٌ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ». انظر: «الأم» 1/131.

«Произнесение «амин» (пер.: «о Аллах, ответь») указывает на то, что нет проблем в том, чтобы раб просил своего Господа во всем намазе о том, что касается религии и быта - (произнесение «амин» само по себе указывает на это) вместе с тем из переданного в сунне, что указывает на это так же. И если вместе с «амин» скажет «Раббаль-алямин» и другое из поминаний Аллаха, то будет хорошо. Не прерывает намаз ничего из поминаний Аллаха». См. «Аль-Умм» 1/131.

Здесь важно обратить внимание на три момента:
1. Это слова и мнение самого имама аш-Шафии. Не особенность какого-то тариката, не плод ашаритского мазхаба в убеждениях, не «отклонение» поздних ученых-шафиитов.
2. Имам аш-Шафии не назвал это дело желательным (мустахабб), а сказал, что в целом это хорошо, положительный момент.
3. Имам аш-Шафии указал две из причин для такого вывода: «разрешенность просить Аллаха во всем намазе» и «ничего из поминаний Аллаха не нарушает намаз», а в данном случае поминание Аллаха является продолжением обращения с просьбой: «Амин Раббаль-алямин» - «Ответь, Господь миров».

Пишет шейх Абдуллах ибн Ибрахим аз-Захим:

كتب الشيخ عبد الله بن إبراهيم الزاحم: «ويشهد لما ذهب إليه أصحاب القول الأول - وهم الشافعية - بعض الآثار عن التابعين. فمن ذلك:
1- عن مجاهد قال: إذا قال: {الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّالِّينَ} فقل: الله إني أسألك الجنة، وأعوذ بك من النار. أخرجه ابن أبي شيبة في مصنفه 2/188 (7970).
2- وكان إبراهيم النخعي يستحب إذا قال: {الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّالِّينَ} أن يقال: اللهم اغفر لي. آمين. أخرجه ابن أبي شيبة في مصنفه 2/187 (7968).
3- وكان الربيع بن خثيم إذا قال: {الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّالِّينَ} فقال: اللهم اغفر لي. آمين. أخرجه ابن أبي شيبة في مصنفه 2/187 (7966).
ثم قال: «هذه المسألة مخرّجة على الزيادة في التكبير، كما نبّه على ذلك صاحب المبدع» وعلق: «قال النووي في المجموع 3/292: (فإن زاد: الله أكبر كبيرا، أو الله أكبر وأجل وأعظم. أجزأه بلا خلاف) . وقال الموفق ابن قدامة في المغني 2/129: (وإن قال: الله أكبر وأعظم وأجل، لم يُستحب. نص عليه)». انظر: «التأمين عقب الفاتحة في الصلاة»، ص. 190-191.

«В пользу того, к чему склонились сторонники первого мнения (речь идет о шафиитах) свидетельствуют некоторые сообщения от табиинов. Из них:

1. От Муджахида: «Когда скажет (имам): «Магдуби алейхим уа ля ддаллин», - скажи: «Аллаху, инни ас-алюкаль-джанна уа аузу бика мина-ннар». («О Аллах, я прошу Тебя о рае и прибегаю к Тебе от огня») Ибн Аби Шейба 2/188.
2. Ибрахим ан-Нахаи любил, когда скажет (имам): «Магдуби алейхим уа ля ддаллин», - чтобы было сказано: «Аллахумма, гфир ли, амин». («О Аллах, прости мне, амин») Ибн Аби Шейба 2/187.
3. Когда ар-Раби’ ибн Хусейм говорил: «Магдуби алейхим уа ля ддаллин», - то говорил: «Аллахумма, гфир ли, амин». («О Аллах, прости мне, амин») Ибн Аби Шейба 2/187″.

Далее пишет: «Этот вопрос является аналогией вопроса о добавке в такбире, как обратил на это внимание автор «аль-Мубди'».

И в сноске к этим словам:
«Сказал ан-Навави (шафиит) в «аль-Маджму'» 3/292: «И если добавит: «Аллаху акбару кабиран», - или: «Аллаху акбару уа аджаллю уа а’зам», - то это будет засчитано (как такбир), без разногласий».

И сказал Муваффак Ибн Кудама (ханбалит) в «аль-Мугни» 2/129: «Если скажет «Аллаху акбару уа а’заму уа аджалль», - это не будет желательным. Сказал это (Ахмад ибн Ханбаль)». См. «Ат-Тамин акыб аль-фатиха», 190-191

Здесь тоже стоит обратить внимание на слова «это не будет желательным». Это сказал имам Ахмад, а за ним и имам Ибн Кудама потому, что им известно мнение имама аш-Шафии и шафиитов по этому вопросу. И имам Ахмад, а затем Ибн Кудама при этом только обозначили свою позицию: «…не будет желательным», не назвав это нововведением и не обвинив в нововведенчестве того, кто так поступает. Большие ученые-правоведы с глубоким пониманием крайне осторожно относятся к применению слова «нововведение» (бид’а) в вопросах, в которых возможен иджтихад и расходятся имамы. Этому стоит научиться многим современным мусульманам.

Источник: https://muntaqa.info

Имам аш-Шафии

Previous post Next post
Up