Тавассуль посредством праведников - обычная практика праведных предшественников (саляфу салих)

Jan 23, 2015 22:30

1. Хафиз Ибн Аби ад-Дунья (208-281 гг.х) передал в своей книге «Муджабу Ад-Да’ва»:

حَدَّثَنَا أَبُو هِشَامٍ ، سَمِعْتُ عَنَ كَثِيرِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ كَثِيرِ بْنِ رِفَاعَةَ ، قَالَ : جَاءَ رَجُلٌ إِلَى عَبْدِ الْمَلِكِ بْنِ حَيَّانَ بْنِ سَعِيدِ بْنِ الْحَسَنِ بْنِ أَبْجَرَ ، فَجَسَّ بَطْنَهُ ، فَقَالَ : بِكَ دَاءٌ لا يَبْرَأُ ، قَالَ : مَا هُوَ ؟ قَالَ : هُوَ الدُّبَيْلَةُ ، فَتَحَوَّلَ الرَّجُلُ ، فَقَالَ : " اللَّهُ ، اللَّهُ رَبِّي ، لا أُشْرِكُ بِهِ أَحَدًا ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، نَبِيِّ الرَّحْمَةِ ، يَا مُحَمَّدُ ، إِنِّي أَتَوَجَّهُ بِكَ إِلَى رَبِّكَ وَرَبِّي أَنْ يَرْحَمَنِي مِمَّا بِي رَحْمَةً يُغْنِينِي بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاهُ " ، ثَلاثَ مَرَّاتٍ ، ثُمَّ دَعَا إِلَى ابْنِ أَبْجَرَ ، فَجَسَّ بَطْنَهُ ، فَقَالَ : " بَرَأْتَ ، مَا بِكَ عِلَّةٌ " .
Нам передал Абу Хишам, сказав: я слышал от Касира ибн Мухаммада ибн Касира ибн Риф’ата, что он сказал:

«Мужчина пришел к Абдуль-Малику ибн Хайяну ибн Саиду ибн Аль-Хасану ибн Абджару и пощупал его живот, и сказал ему: «Ты болен неизлечимой болезнью». Абдуль-Малик сказал: «Что это?». Тот мужчина сказал: «Это язва». Этот мужчина отвернулся и сказал: «Аллах, Аллах - Господь мой, и я никого не приобщаю Ему в сотоварищи, О Аллах, поистине, я обращаюсь к тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Пророка Милости, О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к моему и твоему Господу, дабы Он смилостивился надо мной в моем деле Милостью, которая сделала бы меня самодостаточным от милости кого-то помимо Него» - три раза. Затем он позвал Ибн Абджара, и тот пощупал его живот, и сказал ему: «Ты излечился, у тебя больше нет болезни»».

[Ибн Аби ад-Дунья, «Муджабу Ад-Да’ва», стр. 85; Муассасат кутуб ас-Сикафийя: 1414]

2. Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 гг.х) передал в своей книге посвященной жизни имама Ахмада:

أنبأنا يحيى بن الحسن, قال: أنبأنا محمد بن الحسين, قال أخبرنا أبو الحسن على بن محمد الحِنائى, قال: أخبرنا أبو محمد عبد الله بن محمد, قال: أخبرنا أبو بكر محمد بن عيسى, قال: حدثنا العباس, قال: وحدثنى اللَّكّاف, قال: حدثني عبد الله بن موسى - وكان من أهل السنة - قال: خرجتُ أنا وأبى فى لَيلة مُظلمة نزور أحمد, فاشتدَّت الظلمة, فقال أبى يا بُنى, تعال حتى نتوسَّل إلى الله تعالى بهذا العبد الصالح حَتى يُضئ لنا الطريق, فإنى مُنذ ثلاثين سَنة ما توسَّلتُ به إلا قُضيت حاجَتي, فدعا أبى وأمَّنْتُ أنا على دُعائه, فأضاءّت السماء كأنها ليلة مُقمرة حتى وَصلنا إليه.
Сообщил нам Яхья ибн Хасан, сказав: сообщил нам Мухаммад ибн Хусейн, сказав: сообщил нам Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Хинаи, сказав: сообщил нам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Мухаммад, сказав: сообщил нам Абу Бакр Мухаммад ибн Иса, сказав: передал нам Аббас, сказав: передал мне аль-Ляккаф, сказав: передал мне Абдуллах ибн Муса - а он из ахлю-Сунна - сказав:

«Я вышел вместе со своим отцом темной ночью для того, чтобы посетить имама Ахмада, и тьма усилилась (т.е стала непроглядной). И сказал мой отец: «О сынок, давай обратимся к Аллаху посредством этого праведного раба, чтобы Аллах осветил нам путь, поистине, уже как тридцать лет, не было такого, чтобы я обратился к Аллаху посредством него, кроме как была удовлетворена моя нужда». И стал мой отец делать дуа, а я говорить «амин» на его дуа, и осветилось небо, будто это была лунная ночь (как будто это была полная луна, освещавшая путь), до тех пор, пока мы не дошли к нему».

[Ибн аль-Джаузи, «Манакиб имам Ахмад», стр. 400; Дар Хиджра: 1409, тахкык Абдуллах ат-Турки]

Имам Шамсуддин Ибн Муфлих аль-Ханбали (708-763 гг.х) высказал свое мнение и мнение Имама Ахмада в вопросе тавассуля:

وَيَجُوزُ التَّوَسُّلُ بِصَالِحٍ ، وَقِيلَ : يُسْتَحَبُّ ، قَالَ أَحْمَدُ فِي مَنْسَكِهِ الَّذِي كَتَبَهُ لِلْمَرُّوذِيِّ : إنَّهُ يَتَوَسَّلُ بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي دُعَائِهِ ، وَجَزَمَ بِهِ فِي الْمُسْتَوْعِبِ وَغَيْرِهِ ، وَجَعَلَهَا شَيْخُنَا كَمَسْأَلَةِ الْيَمِينِ بِهِ
«Разрешается тавассуль посредством праведников. И было сказано, что это желательно. Сказал Имам Ахмад в «Аль-Мансак» которую написал для аль-Маррузи: «Что он делает тавассуль посредством Пророка - да благословит его Аллах и приветствует - в его дуа». И четко указал на это в книге «Аль-Муставъиб» и в других книгах».

[Ибн Муфлих, «Аль-Фуру’», 2/127]

Пользы:

Из этих асаров мы понимаем, что тавассуль посредством пророков и праведников был обычной практикой для мусульман - праведных предшественников. Также мы понимаем, что нет никакой разницы, находится ли рядом или отсутствует тот, посредством которого делают тавассуль. Также нет никакой разницы, жив или ушел в мир иной тот, посредством которого делают тавассуль, поскольку праведность человека не устраняется со смертью. И нет абсолютно никаких доказательств для разделения на тавассуль живым и усопшим человеком, как на тавассуль на расстоянии или вблизи.

И эта практика праведных предшественников появилась не на пустом месте, а взята из достоверной Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и практики его сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

И это хадис о слепом человеке, которого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил тавассулю. А также хадис о том, как уже во времена Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, сподвижник передавший хадис о слепом - Усман ибн Хунайф, да будет доволен им Аллах, обучил этому тавассулю человека у которого была нужда к халифу Усману.

Ибн аль-Джаузи, тавассуль, Имам Ахмад, хадисы

Previous post Next post
Up