Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) сказал:
ومن تفاسير ضعفاء التابعين فمَنْ بعدهم:
1- تفسير زيد بن أسلم من رواية ابنه عبد الرحمن عنه، وهي نسخة كبيرة يرويها ابن وهب وغيره عن عبد الرحمن عن أبيه وعن غير أبيه، وفيها أشياء كثيرة لا يسندها لأحد. وعبد الرحمن من الضعفاء، وأبوه من الثقات.
2- ومنها تفسير مقاتل بن سليمان، وقد نسبوه إلى الكذب، وقال الشافعي: مقاتل قاتله الله تعالى، وإنما قال الشافعي فيه ذلك لأنه اشتهر عنه القول بالتجسيم. وروى تفسير مقاتل هذا عنه أبو عصمة نوح بن أبي مريم الجامع وقد نسبوه إلى الكذب. ورواه أيضًا عن مقاتل هذيل بن حبيب وهو ضعيف لكنه أصلح حالًا من أبي عصمة.
3- ومنها تفسير يحيى بن سلام المغربي وهو كبير في نحو ستة أسفار أكثر فيه النقل عن التابعين وغيرهم، وهو لين الحديث وفيما يرويه مناكير كثيرة وشيوخه مثل سعيد بن أبي عروبة، ومالك والثوري.
4- ويقرب منه تفسير سُنيد -بمهملة ونون مصغر- واسمه الحسين بن داود وهو من طبقة شيوخ الأئمة الستة، يروي عن حجاج بن محمد المصيصي كثيرا وعن أنظاره وفيه لين، وتفسيره نحو تفسير يحيى بن سلام، وقد أكثر ابن جرير التخريج منه.
5- ومن التفاسير الواهية لوهاء رواتها التفسير الذي جمعه موسى بن عبد الرحمن الثقفي الصنعاني وهو قدر مجلدين يسنده إلى ابن جريج عن عطاء عن ابن عباس وقد نسب ابن حبان موسى هذا إلى وضع الحديث، ورواه عن موسى عبد الغني بن سعيد الثقفي وهو ضعيف. وقد يوجد كثير من أسباب النزول في كتب المغازي، فما كان منها من رواية معتمر بن سليمان عن أبيه، أو من رواية إسماعيل بن إبراهيم بن عقبة عن عمه موسى بن عقبة فهو أصلح مما فيها
من كتاب محمد بن إسحاق، وما كان من رواية ابن اسحاق أمثل مما فيها من رواية الواقدي.
وإنما قدمت هذه المقدمة ليسهل الوقوف على أوصافهم لمن تصدى للتفسير، فيقبل من كان أهلًا للقبول
Из слабых тафсиров табиинов и тех, кто был после них следующие:
1. Тафсир Зайда бин Асляма через передачу его сына Абдуррахмана. Это большой экземпляр который передает Ибн Вахб и другие от Абдуррахмана от его отца и других. В нем есть много вещей иснады которых ни к кому не доходят. Абдуррахман из слабых передатчиков, а его отец из доверенных.
2. Из них также тафсир Мукатиля ибн Сулаймана. Ученые отнесли его к лжи. Сказал аш-Шафии: «Мукатиль, да поразит его Всевышний Аллах». Аш-Шафии потому так сказал о нём, что стало известно о его (Мукатиля) приверженности таджсиму. Этот тафсир Мукатиля передал от него Абу Исмат Нух ибн Абу Марьям аль-Джами, и ученые отнесли его к лжи. Также передал его от Мукатиля Хузайль ибн Хабиб, он слабый передатчик, однако лучше состоянием, чем Абу Исмат.
3. Из них также тафсир Яхья ибн Саляма аль-Магриби, это большой тафсир, примерно в 6 томах. Он много передает в нем от табиинов и других. Он мягок в хадисе, в том что он передает есть много порицаемых вещей, а его шейхи это например: Саид ибн Абу Аруба, Малик и ас-Саури.
4. Близок к нему тафсир Сунайда, его имя Хусайн ибн Давуд, он из периода шейхов шести имамов. Много передает от Хаджаджа ибн Мухаммада аль-Масиси и ему подобных. В нем есть мягкость (в передаче хадисов). Его тафсир подобен тафсиру Яхьи ибн Саляма. Ибн Джарир много объяснял оттуда.
5. Также из слабых тафсиров из-за слабости их передатчиков тафсир, который собрал Муса ибн Абдуррахман ас-Сакафи ас-Сан`ани, из двух томов, иснад которого доходит к Ибн Джурайджу от Атаъ от Ибн Аббаса. Ибн Хиббан отнес этого Мусу к выдумыванию хадисов. Также этот тафсир передал от Мусы Абдуль-Гани ибн Саид ас-Сакафи и он является слабым передатчиком. Многое из причин ниспослания аятов есть в книге о военных походах. То, что в ней из передач Мутамара ибн Сулаймана от его отца или из передачи Исмаиля ибн Ибрахима ибн Укба от его дяди Мусы ибн Укба, то это более лучше (достоверней) чем то, что в ней.
Из книги Мухаммада ибн Исхака и то, что имеется в риваяте Ибн Исхака более схоже чем то что имеется в ней из риваята аль-Вакиди.
Я написал это предисловие, чтобы облегчилось знакомство с их качествами тем, кто приступил изучать тафсир. И принял тот, кто заслуживает принять это».
[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Аль-`Аджаб фи байян аль-Асбаб», стр.
62]