Ибн аль-Джаузи об Ибн Хузейме: "Я удивляюсь этому человеку!"

Aug 06, 2013 14:01

Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597/1115-1201) говорит в своей книге «Даф шубах ат-ташбих»:

قلت: ورأيت أبا بكر بن خزيمة قد جمع كتابا في الصفات وبوبه فقال: باب إثبات اليد، باب إمساك السماوات على أصابعه، باب إثبات الرجل وإن رغمت أنوف المعتزلة ، ثم قال: قال الله تعالى: (ألهم أرجل يمشون بها أم لهم أيد يبطشون بها). فأعلمنا أن من لا يد له ولا رجل فهو كالأنعام.
قلت: وإني لأعجب من هذا الرجل مع علو قدره في علم النقل، يقول هذا ويثبت لله ما ذم الأصنام بعدمه من اليد الباطشة والرجل الماشية، ويلزمه أن يثبت الأذن، ولو رزق الفهم ما تكلم بهذا، ولفهم أن الله تعالى عاب الأصنام عند عابديها، والمعنى: لكم أيد وأرجل فكيف عبدتم ناقصا لا يد له يبطش ولا رجل يمشي بها.
قال ابن عقيل: تعالى الله أن يكون له صفة تشغل الأمكنة، هذا عين التجسيم، وليس الحق بذي أجزاء وأبعاض يعالج بها، ثم أليس يعمل في النار أمره وتكوينه؟ فكيف يستعين بشيء من ذاته ويعالجها بصفة من صفاته وهو القائل: (كوني بردا وسلاما).؟!! فما أسخف هذا الاعتقاد وأبعده عن مكون الأملاك والأفلاك فقد كذبهم الله تعالى في كتابه إذ قال: (لو كان هؤلاء آلهة ما وردوها). فكيف يظن بالخالق أنه يردها..؟!! تعالى الله عن تجاهل المجسمة
«Абу Бакр ибн Хузайма написал книгу о «сифатах» и разделил на главы: «Глава «Утверждение руки», глава «Удержание небес пальцами», глава «Утверждение ноги, несмотря на все доводы му’тазилитов». Далее он пишет: «Аллах в Коране сказал: «Есть ли у них ноги, при помощи которых они передвигаются? Или у них есть руки, чтобы брать ими [что-либо]?» (7:195), тем самым Он дает понять, что безрукие, безногие существа подобны животным».

Я скажу: Я удивляюсь этому человеку! Вместе с его высоким положением в "ильмуль накль" он говорит это и утверждает Аллаху, то за отсутствие чего Всевышний порицает идолов, как рука, которая хватает и нога, которая ходит, (раз так-то) ему следует и ухо утвердить! Если бы Всевышний одарил его пониманием, то не говорил бы это и понял бы, что Всевышний порицает идолов перед тем, кто поклоняется им. Смысл таков: у вас есть руки и ноги как же вы поклоняетесь неполноценным у кого нет ни руки, которой бы схватить ни ноги, которой бы пойти.

Ибн Акыль сказал: «Аллах превыше того, чтобы занимать какое-либо место и это ничто иное, как таджсим! Он не состоит из частей и органов и не нуждается в них, чтобы осуществлять свою волю».

Разве он нуждается в каком-либо органе или атрибуте, чтобы распоряжаться огнем? Разве не сказано в Коране: «Мы повелели: "О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима"» (21:69). Насколько примитивны взгляды этих людей. Аллах сам опровергает их слова и говорит: «Если те, [кому они поклонялись], были бы богами, то не вошли бы в ад. Но все они пребудут там вечно» (21:99), так почему же истинный Создатель должен войти в него? Аллах превыше их муджассимитских невежественных убеждений».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубах ат-ташбих», стр. 42, 43]

Ибн Хузейма, ташбих, Ибн аль-Джаузи

Previous post Next post
Up