Jun 21, 2012 22:32
Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/ 1274-1348 м) в «Загл аль-Ильм ва ат-Таляб» сказал:
الفقهاء المالكية على خير اتباع وفضل إن سلم قضاتهم ومفتوهم من التسرع إلى الدماء والتكفير ثم يقول : والفقهاء الحنفية أولوا التدقيق والرأي والذكاء والخير من مثلهم إن سلموا من التحيل والحيل على الربا وإبطال الزكاة ... ثم يقول والفقهاء الشافعية من أكيس الناس وأعلمهم بالدين فأساس مذهبهم مبني على اتباع الأحاديث الثابتة المتصلة وإمامهم من رؤوس أصحاب الحديث ومناقبه جمة فإن حصلت يا هذا مذهبه لتدين الله به وتدفع عن نفسك الجهل فأنت بخير.. ويقول عن الحنابلة فعندهم علوم نافعة وفيهم دين بالجملة ولهم قلة حظ في الدنيا والناس يتكلمون في عقيدتهم ويرمونهم بالتجسيم وبأنه يلزمهم؟ وهم بريؤون من ذلك إلا النادر والله يغفر لهم وينهى
«Маликитские факихи пребывают во благе и достоинстве, и следуют за Пророком, если их судьи и муфтии воздержатся от поспешного пролития крови и обвинения в неверии», затем он говорит: «Ханифитские факихи - приверженцы детального исследования и острого ума, и благо исходит от подобных им, если они удержатся от ухищрений и уловок относительно риба и отмены закята…». Затем он говорит: «Шафиитские факихи - из умнейших и осведомленнейших в религии людей. Основа их мазхаба построена на подтвержденных и связанных хадисах. Имам их - один из предводителей школы хадиса, и он обладатель многочисленных достоинств. Если ты овладеешь его мазхабом, чтобы исповедовать с его помощью религию Аллаха и избавить себя от невежества, то ты окажешься во благе». Затем говорит о ханбалитах: «Что касается ханбалитов, то у них - полезные знания, и у них, одним словом, религия. Их мало заботит этот мир. Люди говорят об их акиде и обвиняют их в антропоморфизме, и якобы он присущ им. Но они не причастны к нему, за редким исключением, и да простит их Аллах».
Далее аз-Захаби говорит:
لا تعتقد أن مذهبك أفضل المذاهب وأحبها إلى الله تعالى فإنك لا دليل لك على ذلك ولا لمخالفتك أيضا بل الأئمة رضي الله عنهم كلهم على خير كثير ولهم في صوابهم أجران على كل مسألة وفي خطئهم أجر واحد
«Не будь убежден, что твой мазхаб - лучший и более любим Аллахом, у тебя нет на это каких-либо доказательств, как и нет их и у твоего оппонента; напротив, имамы, все они, пребывают в большом благе. И им за каждое правильное решение - два воздаяния, а за ошибочное - одно».
[Аз-Захаби, «Загль аль-Ильм ва ат-Таляб», стр. 14-16]
аз-Захаби,
мазхабы