Apr 05, 2012 21:25
Алляма, шейх Мухаммад ибн Али аш-Шавкани аль-Ямани (1173-1250 х/1760-1834 м) пишет:
السيد عبد الوهاب بن محمد شاكر بن عبد الوهاب بن حسين ابن العباس بن جعفر الحسنى من قبل الحسينى من قبل الأب الموصلى مولدا وبلدا ومنشأ ولد شهر جمادى الاولى سنة 1184 أربع وثمانين ومائة وألف وقدم علينا الى صنعاء فى سنة 1234 وكثر اتصاله بى وهو جامع بين علم الاديان والابدان جيد الفهم فصيح اللسان حسن العبارة حسن الاشارة قد عرف كثيرا من البلاد كمصر والشام والعراق ( والحرمين ودخل الى الروم دفعات واتصل بعلماء البلاد وأعيانها وملوكها وأخبرنا عن هذه البلاد وأهلها باحسن الاخبار مع صدق لهجة وتحر للصدق وكتب الى من شعره بنظم فائق رائق ومن جملة ماخبرنا به من خبر عجيب ونبأ غريب وهو أنه وجد فى جبل قيسون من جبال الشام رجل من الجن يقال له قاضى الجن واسمه شمهورش وأنه أدرك الامام محمد بن اسماعيل البخارى وأخذ عنه فاخبرنا صاحب الترجمة قال أخبرنا السيد اسماعيل بن عبد الله الايدين جكلى نسبة الى قرية بالروم قال أخبرنا أحمد بن محمد المنينى نزيل دمشق الشام قال أخبرنا عبد الغنى بن اسماعيل النابلسى عن القاضى شمهورش قاضى الجن بصحيح البخارى عن البخارى ومما أخبرنا به صاحب الترجمة أن اعتماد حنفية هذا الزمان فى جميع ديار الروم والشام ومصر وغيرها في الفقه على مؤلفين أحدهما مؤلف الملاخسرو الرومى المسمى الدرر والغرر متنا وشرحا والمؤلف الآخر لمحمد افندى مفتى دمشق المسمى الدر المختار واستشهد في خطبة الكتاب بقول القائل ( ترى الفتى ينكر فضل الفتى *** فى وقته حتى اذا ما ذهب ) ( يحثه الحرص على نكتة *** يكتبها عنه بماء الذهب ) وأخبرنا أن هذا محمد افندى من أهل القرن الحادى عشر وقد طلب صاحب الترجمة بعض مؤلفاتي فاعطيته الدرر وشرحها الدرارى وقد كتب الى من نظمه شعرا فائقا قد ذكرته فى مجموعى فليرجع اليه
وقد تلقيت منه الذكر على الطريقة النقشبندية
192 - Саййид Абдуль-Ваххаб ибн Мухаммад Шакир ибн Абдуль-Ваххаб ибн Хусейн ибн аль-Аббас ибн Джа’фар аль-Хасани, со стороны отца аль-Хусейни аль-Мусали, который родился и вырос в городе Мусол. Он родился в месяце Джумад аль-Ула в 1184 г. Он прибыл к нам в Сана в 1234 г. Он завел со мною больше связи, объединил религиозные и физические науки. У него была хорошая память, красноречивый язык, отличное выражение, замечательные советы. Его узнали многие страны как Египет, Сирия, Ирак и Харамейн (Мекка и Медина). В Византию вошли группы людей. Он имел связи с учеными, знатными людьми и Царями стран и рассказал нам об этих странах и об их жителях хорошие правдивые рассказы и написал тем, кто узнал, что он занимается прекрасными и превосходными стихотворениями.
В числе тех рассказов, который он нам рассказал, имеется удивительный рассказ, что на горе Кайсун из гор Сирии он встретил мужчину из числа Джиннов. Его звали Кади аль-Джинн (Судья Джиннов) по имени Шамхуруш. Он (джинн) встретился с Имамом Мухаммадом ибн Исмаил аль-Бухари и учился у него. Нам рассказал автор книги «ат-Тарджума» что рассказал ас-Саййид Исмаил ибн Абдулла аль-Айдин Джакли, это селение Византии, что рассказал Ахмад ибн Мухаммад аль-Минини, житель Дамаска, Сирии, что рассказал нам Абдуль-Гъани ибн Исмаил ан-Наблуси от аль-Кади Шамхаруш, Кади аль-Джинн в «Сахих» аль-Бухари от аль-Бухари.
Автор книги «ат-Тарджума» рассказал, что ханафиты делают опору в это время в Византии, Сирии, Египта и в других странах в фикхе на книги двух авторов. Один из них аль-Малахисиру ар-Руми, его книга называется «ад-Дурар ва аль-Гурар», матн и шарх. Другой автор Мухаммад афанди муфтий Дамаска, его книга называется «ад-Дурру аль-Мухтар»…
Нам он рассказал, что этот Мухаммад афанди житель 11 века. Автор книги «ат-Тарджума» попросил у меня некоторые мои книги и я ему отдал «ад-Дурар» и его шарх «ад-Дарари». Он написал мне превосходное стихотворение, и упомянул я его в моей книге «Маджму’».
Поистине, я взял у него зикр накшубандийского тариката.
[«Полная луна, восходящая на достоинства времени после седьмого века», том 1, стр. 387]
аш-Шавкани,
тарикат,
суфизм