Вера мекканских многобожников

Mar 18, 2012 10:40


Шейх, мухаддис Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари (1328-1413 х/1910-1993 м) сказал:

فصل [معنى الإشراك الذي وقع فيه العرب في الجاهلية] الإشراك الذي حصل من المشركين الذين ذمهم القرآن هو عبادتهم للأنبياء والملائكة والأولياء بناءً على اعتقادهم فيهم أنهم شاركوا الله في الألوهية وأن لهم تأثيراً في الأشياء. والمشركون كانوا يعبدون آلهتهم ويعتقدون أنها تستطيع أن تقربهم إلى الله، وهذا بنص القرآن، فاعترفوا على أنفسهم بأمرين عظيمين: أنهم يعبدون آلهتهم التي يعتقدون أنها تؤثر في الكون مع الله تعالى، وهذا كفر، ولهذا كانوا يقولون في تلبيتهم إذا حجوا في جاهليتهم "لبيك لا شريك لك إلا شريكاً هو لك، تملكه وما ملك"، وقد علم في علم التوحيد أنه لا فعل إلا لله، وأنه من أثبت لغير الله فعلاً كفعله ولو لم يرد الله فإنه كافر بالله تعالى، وإن زعم أنه مؤمن.

«Придание Всевышнему Аллаху сотоварищей (аль-ишрак), которое имело место у многобожников (мушрикун) и которое предельно жёстко порицается в Священном Коране, означает поклонение мушриков пророкам, ангелам и праведникам-аулия, исходящее из убеждения, будто они (пророки, ангелы и праведники) разделяют с Всевышним Аллахом качества божественности и обладают автономным, независимым от воли Аллаха влиянием на вещи.

Многобожники поклонялись своим божкам, считая, что те способны приблизить их к Аллаху. И об этом факте рассказывает нам Священный Коран. (Отсюда) признаётся совершение мушриками двух великих грехов:

Они поклоняются своим богам, будучи убежденными, что боги эти вместе с Всевышним Аллахом автономно влияют на вещи объективного мира, а это явный куфр. Поэтому, когда во времена джахилии многобожники исполняли обряд хаджа, они говорили в своей тальбии такие слова:

«Вот мы перед Тобой, о Боже! Нет у тебя сотоварища, кроме сотоварища (шариик), который для Тебя. Ты полностью им владеешь и владеешь тем, чем владеет он».

(Однако) известно из науки таухида (единобожие), что в плане сотворения нет никакого действия, кроме действия Аллаха. Отсюда, всякий, кто утверждает в отношении чего-либо, кроме Аллаха, независимое от Него действие (которое является сотворением), является кяфиром, даже если он, несмотря на это, считает себя верующим».

[«Ад-Дурру-с-самин мухатасару-р-раддиль мухкамиль матин», с. 10]

Из этого текста шейха аль-Гумари, да смилуется над ним Аллах, видно, что ширк многобожников заключается не в обращении к кому-либо, помимо Аллаха, с просьбой, а в убеждении, будто вещи имеют автономное и независимое от воли Всевышнего Аллаха влияние на объективный мир. Другими словами, ширк многобожников времён джахилии состоит в нарушении таухида действий, о котором истинно суннитская (ашаритская) акыда говорит следующее:

«Сказал имам Абу Бакр ибн Фурак (ум. 406 х/1015 м), да будет доволен им Аллах, в книге «Макаляту-ш-шейх Абиль-Хасан аль-Ашари»:

«Знай, что одно из правил имама Абуль-Хасана, да будет доволен им Аллах, касающихся основ таухида, заключается в утверждении того, что абсолютно все сотворённое - это место приложения Могущества (аль-Кудра) Единственного, который создал его (сотворённое) из ничего. (Отсюда), противоречие этому правилу (таухида) будет рассматриваться как один из видов ширка...»

Это великое правило. Истинно верующему следует соблюдать и исповедовать три вида таухида, утвержденных ашаритской доктриной:

1. «Таухид аз-зат» - Единство Сущности, заключающееся в  Её неделимости и неподобии.

2. «Таухид ас-сифат» - Единство атрибутов Всевышнего Аллаха, заключающееся в неделимости и совершенном неподобии их сотворённому.

3. «Таухид аль-аф’аль» - Единство действий Всевышнего Аллаха, заключающееся в абсолютном неподобии Его действий действиям сотворенного. Об этом виде таухида и говорится в вышеприведённых словах имама Абуль-Хасана Ашари, да будет доволен им  Всевышний Аллах.

Ибн Фурак, Имам Абуль-Хасан аль-Ашари, ширк, таухид, Абдуллах аль-Гумари

Previous post Next post
Up