Что несет в себе современное искусство Перу? Страна, впитавшая в себя богатый опыт инков, индейцев аймара и кечуа... Каково в ней жить и творить? И самое главное - какие же произведения рождаются у художников, пытающихся трансформировать столь необычное наследие прошлого? За ответами на эти вопросы мы отправились в музей современного искусства Лимы. Нам повезло увидеть временную экспозицию скульптора Лики Муталь "Зеркало камня".
Лика - голландка по происхождению, переехала в Перу и живет здесь больше пятидесяти лет и через ее работы видно, насколько глубоко она старается прочувствовать культуру этой страны.
Сама идея выставки мне показалась очень символичной. Что остается от грандиозных построек прошлого, кроме камней? Да и что может быть величественнее камня, который спустя века еще помнит прикосновения рук древних строителей? По сути, вся экспозиция Лики - это огромные валуны, над формой которых потрудилась не только природа, но и художница. Нет, Лика не тащила в музей камни с древних городов инков, пытаясь играть на истории. Она сделала нечто большее - попыталась показать, насколько эмоциональными могут быть отношения человека и, казалось бы, полностью инертного тела - камня.
Камень может быть живым. Более того, через общение с ним мы можем узнать самих себя. И хотя камень принадлежит Земле, Лика попыталась вдохнуть в него " глоток воздуха", сделать более воздушным. Казалось бы - невозможно! Но нет! Художница показывет нам как воздух и земля дополняют друг друга, используя воздушные ткани и обрабатывая поверхность камня так, что кое- где он напоминает "дырчатую" структуру сыра.
Лика рассказывает нам и о том, как творила свои произведения. Когда ей в первые пришла идея забрать камни из пустыни для музея, она засомневалась, уместно ли это. Стоит ли нарушать привычный порядок вещей? Но, послушав своего учителя, Дона Мартина Киспе, она сделала ритуал подношения даров Пачамаме (матери земле) и попросила разрешения творить. Через некоторые время на выбранный ею камень выползла погреться ящерица и художника посчитала это добрым знаком. Так и родилась выставка Зеркало камня.
Лика:
"Камни знают все, но тяжело узнать камень. Он сказал мне, что я нашла камень и переместила его в человеческий круг. Но при этом добавил: камень обладает мужской энергией - qari, а у тебя женская энергия - warmi, слабая. Таким образом, чтобы камень последовал за тобой, ты должна сесть рядом с ним, жевать листья коки и изменить порядок вещей так, чтобы он удовлетворил камень и тот смог последовать за тобой.
Я решила сделать это собственным способом. Я читала ему стихи и прозу и даже сделала вуаль. Некоторые идеи ушли за это время. Я поняла, что не стоит покрывать камень вуалью, однако, именно она делала ветер видимым. Это имело смысл, ведь каждый лень сильный ветер возобновлялся именно там, откуда пришел камень.
Диалог с камнем получился очень живым - на выставке удивительно уютно. Хочется верить, что человек и природа могут жить в гармонии, дополняя друг друга.
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.Помимо выставки Лики, мы посмотрели и постоянную экспозицию музея. Работы довольно неоднозначны, но каждая заставляет задуматься.
Улыбнула работа "manana". Только тот, кто побывал в Латинской Америке, может оценить всю волшебную силу этого простого слова. "Маньяна" по-испански означает завтра. А все местные жители - прямо воплощение Скарлетт О Хара. "Я подумаю об этом завтра. Я сделаю это завтра! И хорошо, если завтра наступает завтра, а не "когда рак на горе свистнет"!
17.
18.
19. "Полет Птицы". Вот эта работа мне очень запомнилась. И вправду- полет птицы!
20. "Плачущий ангел" Пикассо