Опешила

Aug 30, 2011 23:56

Не, ну мало нам сказоко Петре и Февронии!

"/.../
Длящийся уже много десятилетий спор о жанре "Повести о Петре и Февронии" на самом деле является спором именно о её смысле - ведь каждый мотив произведения обретает иное значение в зависимости от того, рассматривают ли его в контексте новеллы, или легенды, или сказки, или притчи, или жития, или социальной утопии, и так далее. Потому-то многие авторитетные ученые приходили к полярно противоположным заключениям о характере как текста в целом, так и его ключевых персонажей. Например, если для Д. С. Лихачева образ Февронии - это проявление "стиля психологического умиротворенности", аналог образам на иконах Андрея Рублева, то для Я. С. Лурье главная героиня - это "ловкая крестьянская девочка, весьма активно борющаяся за свое счастье". Анализируя мотив змееборчества, исследователи отмечали отличия его использования в Повести от традиционной сказочной схемы; его следует рассматривать в первую очередь в связи с христианскими представлениями о борьбе со змием-искусителем, дьяволом. "Недостаточно победить змея в реальном мире, важнее победить змея внутри себя. В течении всего повествования продолжается борьба Петра со змеем", - отмечает японская исследовательница Аюми Мита, развивающая мысль Н. С. Демковой о том, что во многих текстах древнеславянской и византийской традиции сокрушение змия означает победу над дьяволом. Сопоставление книжного текста с произведениями устного народного творчества позволяет ясно увидеть, насколько далеко сочинение Ермолая-Еразма отстоит от своих сказочных аналогов. Многие мотивы, связанные со свадебной обрядностью, в Повести также существенно отличны от традиционных. Герой, в отличие от героев сказок, не уходит из родного дома за невестой, и даже, казалось бы, найдя её, он старается уклониться от свадьбы. В отличие от сказки, Повесть не кончается браком: Ермолай ведет свое повествование к вторичному и высшему венчанию Петра и Февронии - к их "небесному браку". В одном из заключительных эпизодов Повести рассказывается, что Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, и они стали просить у Бога, чтобы умереть им в одно время. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть с ним вместе. /.../ "

Текст взят  отсюда
А теперь вот есть ещё и день православного ветеринара.  
Ик.

химерогенез, цЫтатник, некитайское, Да..., мимоходом

Previous post Next post
Up