“Песочный человек” Гофмана

Mar 11, 2023 23:41


  Жуткая сказка, в которой я бы выделила три основных мотива. 1) Травмы детства, преследующие человека и во взрослой жизни и во многом определяющие её. 2) Тема возможности романтических отношений между людьми по сути ощутимо разного внутреннего устройства. 3) Высмеивание влюбленности во внешнюю красоту, не подкрепленной ничем еще и шире - мужского желания, чтобы женщина смотрела тебе в рот и согласно кивала. Второй и третий пункт тут местами плотно переплетаются и все это скатывается в сатиру. Причем вот Натаниэль тупня тупней выглядит со своей влюбленностью в Олимпию, которая ему слова внятного сказать не может и додумыванием за неё - потому что удобнее же додумать, чем иметь дело с живой бабой, которая может взять и не согласится с тобой, а то и страшно сказать, оспорить. Но ведь тот же Гюго, классик наш романтической литературы, на полном серьезе задвигал любовные линии, где мужик сохнет по женщине совсем её не зная и словом не перемолвившись (да, Клод Фролло и Мариус, я на вас смотрю) Тут мне симпатичнее позиция Гофмана, у которого влюбленность в “прекрасную незнакомку” обернулась блядским цирком с конями, и который явно на стороне умницы Клары, которая и мнение свое имеет и может его отстоять. Финал мне показался очень unnecessary, с перегибом драмы. Ну не люблю я, когда персонажи мрут символизма ради, а не потому, что сами себя загнали в жопу/их загнали в жопу/еще что-нибудь реально жестко обусловленное нуждами сюжета. Я, наверное, многого хочу от сказки, замешанной на символизме, но вот.

книги

Previous post Next post
Up