Моя крепость

Nov 10, 2010 01:15

Зрители уходили, оставляя после себя полные стаканы попкорна и почти не тронутые бутылки с водой. Пить и есть в то время, как люди на экране изнывают от жажды и голода, сражаются и гибнут - на этом фильме было кощунством. Я о "Брестской крепости".

Увидев, сколько в зале подростков, я ожидал, что сеанс будет испорчен глумливыми шуточками и ржачем. Но к огромному моему удивлению среди зрителей весь фильм царила тишина, лишь изредка прерываемая смущёнными покашливаниями. И зал был заполнен более чем наполовину. Это в 21-20, беларусско-российский фильм, длящийся два часа!

Придя домой, я почитал пару эстетствующих рецензий, в которых авторы журили создателей картины за то, что те сделали "классический советский фильм о войне", а не сосредоточились на судьбе какого-нибудь отдельного героя, что было бы "кинематографичнее" и "зрелищнее". Господа хорошие, товарищи создатели фильма сделали всё правильно. Фильмы про героев и даже Великих Героев (на Великой Войне) у нас уже выходили. Боюсь даже представить себе, что случилось бы со сборами этих фильмов, если бы они вышли в одно время с "Брестской крепостью". Авторы "Крепости" решились на то, что не делал никто уже двадцать с лишним лет - они сделали героем фильма советский народ. Не сволочей-штрафбатовцев-зэков, а народ, победивший в той самой войне.

На экране мы видим людей. Притом самых разных: кто-то смелый, кто-то трус, кто-то решительно даёт отпор врагу, кто-то бежит. Но каждый получает слово, каждый обретает право исправить свои ошибки. Притом поразительно для нового времени - нет ни одного мечущегося персонажа, который бы стенал на тему "позащищать Родину или сдаться сразу". Нет ни одного угнетённого кровавыми сталинскими палачами. Более того, "хорошо" и "плохо" в этой картине видны настолько ясно, что иногда ловишь себя на мысли: такого на нашем экране просто не может быть. Ан-нет, вот оно. Враг - мрази, заслуживающие смерти, а наше дело правое.

Единственный трус вызывает именно то, что и должен вызывать трус - отвращение. Но даже он получает шанс кровью искупит свою вину. Хотя казалось бы - вот! Вот он - герой нашего времени. Надо сделать его, Колю-водителя, центральным персонажем, потаскать по ГУЛагам, потом побегать по крышам, покатать на мине - и фильм готов.

Комиссары и особисты также показаны не в духе времени. Зато они показаны такими, какими и было большинство из них. Такими, как например, батальонный комиссар Илларион Лукьянов, зять моего деда, погибший в последние дни Второй обороны Севастополя на мысе Херсонес. За особиста, который посреди боя не забывает проверить документы у незнакомого майора, убивает диверсанта и погибает в окружении полдюжины убитых им врагов, - хочется аплодировать стоя. В итоге практически каждый герой фильма - это человек, в котором не стыдно узнавать своего деда.

Вообще понимание того, почему и как действуют военные в военное время, в этом фильме находится на, казалось бы, недостижимой для нынешнего кинематографа высоте. Ведь как сегодня объяснить, что даже один убитый тобой враг - это враг не дошедший до Минска, Киева, Севастополя, Москвы? Что даже сутки безнадёжного боя в глубоком тылу - это сутки, которые ты даришь своей стране, чтобы она могла лучше подготовиться к контрудару? Что пуля, попавшая в тебя, - это пуля не доставшаяся твоему товарищу? Не надо объяснять - люди в зале молчат, они понимают всё это, они верят.

И вот ещё что. Когда-то сердце нашей страны было в Киеве, потом - в Москве. А сейчас оно - в Минске.

P.S. Обязательно куплю "Брестскую крепость" на DVD. Три экземпляра: один - себе, два - своим родителям и родителям жены. Подобные фильмы надо поддерживать не только отзывами в ЖЖ.

кино

Previous post Next post
Up