Часто происходит так , что нашим клиентам хочется поприсутствовать на запуске тиража, а еще лучше лично поучаствовать в процессе производства. В это напряженное предновогоднее время это сделать особенно сложно, производство работает в 3 смены безостановочно, и запуск тиража может произойти и в час, и в два, и в три ночи.
Чтобы иметь представление что же происходит с вашим тиражом вооон за теми закрытыми дверьми, мы познакомим вас с процессом создания книги одного замечательного автора - Ирины Дворкиной - преподавателя курсов ручного ткачества и батика, художника, автора и дизайнера книг (на самом деле, Ирина делает гораздо больше - но об этом в ее блоге
irinadvorkina а под катом, с разрешения автора, ее репортажи). Текст и фотографии Ирины.
У вас есть уникальная возможность увидеть все этапы создания книги до того, как вы возьмете ее в руки. Процесс этот долгий, во многом загадочный и полный всяческих сюрпризов.
Начнем с того момента, когда текст, рисунки и фотографии превратились в единое целое - оригинал-макет книги:
Его подписывают в печать и везут в типографию. В нашем случае - это
полиграфический центр «Радуга», что на Автозаводской улице в Москве. Типография небольшая, - тем лучше, т.к. здесь нет автоматических и конвейерных линий, и мы сможем рассмотреть детально все этапы печати.
Сначала макет попадает в отдел допечатной подготовки. Здесь над ним поколдуют и (если он выживет) отправят на вывод пленок.
Пленки. На одной пленке могут поместиться 2 страницы, а могут, например, 16. Это зависит от размера печатной машины.
Чтобы напечатать один лист, необходимо сделать 4 пленки - на каждую печатную краску.
И это «цветоделенные» пленки? А где же цвет? Они все черно-белые! Какой цвет скрывается в какой пленке - не секрет только для специалиста.
Формы. Но книгу печатают вовсе не с пленок. С них изображение переносят на металлические формы. Тут та же история: пока на форму не накатят краску, она - черно-белая. Это похоже на гравюру, вырезанную на доске.
Печатник устанавливает форму на цилиндр в соответствующую по цвету секцию печатной машины:
Печатная машина. Наша главная героиня - офсетная листовая печатная машина. Каждая ее секция предназначена для одной краски и имеет свой комплект валиков и цилиндров.
Добавьте сюда ровный гул печатающей машины, специфические запахи и картина будет полной.
Первая секция - черная краска, для шрифта и контуров. Следующие краски - голубая, пурпурная и желтая (выглядит как зеленая) накладываются одна на другую, создавая тончайшие оттенки.
С формы, установленной на цилиндре, краска переносится на офсетный цилиндр, а с него, под давлением - на печатный лист.
С одной стороны в машину загружают стопу бумаги. Отсюда начинают свой быстрый бег печатные листы.
Сколько же тут всяких «шлангов»!
Сегодня в работе обложка. Запечатанный лист передается вперед транспортером. Вот уже появились первые листы - приладочные.
На столе - первый контрольный оттиск. На этом этапе для печатника главное - отрегулировать совмещение красок. А кнопочками на пульте управления можно добавить или убавить краску.
По краям листов видны метки обрезки, кресты приводки для контроля совмещения красок при печати. Потом края обрезают.
Готовые листы должны подсохнуть…
И можно печатать с оборота.
Потом листы снова сохнут и - следующий этап.
Обрезка. Стальной нож бумагорезальной машины падает на стопу листов сверху вниз, как гильотина. Мгновенно отрезал всё лишнее и вновь стыдливо спрятался.
Фальцовка. Обрезанные по формату печатные оттиски подбирают по порядку номеров страниц (по 16). Фальцевальная машина делает точный сгиб («фальц») посередине разворота. На выходе - аккуратно сложенные пополам «тетради».
Готовые тетради подбирают, опять же, в нужном порядке и отправляют в переплет.
Переплетный цех. Лучшего скрепления страниц книги, чем шитье, еще не придумали. Посмотрим, как работает эта швейная машинка.
Мастер подготавливает сфальцованную тетрадку…
Одно нажатие подножки - тетрадь прошита и подшита к предыдущим.
Тетради одна за другой мелькают в умелых руках. Но откуда машина знает, когда кончается один книжный блок и начинается другой? Ну, конечно, она не знает. Это «портниха» должна вовремя нажать подножку «вхолостую», не подав тетрадь.
Что тут у нас с другой стороны?
Какая аккуратность!
Книжные блоки готовы.
Следующие операции мы, увы, прозевали. Корешки блоков обклеили полоской бумаги и марлей. По краям приклеили белый шелковый каптал. Это его утолщенный край мы видим внизу и вверху корешка любой книги. Каптал закрывает промежуток между корешком и блоком и скрепляет его края. Готовые блоки жаждут соединения с обложкой.
Продолжаем переплетать книги.
Но обложки у нас еще не готовы. На столе - стопа отпечатанных и обрезанных обложек. Клей, кисть и руки - вот и все инструменты переплетчиц.
Как следует промажем клеем. Ну и запах у него, однако!
Одна картонная сторонка переплета...
И сразу - вторая.
Осталось приклеить узкую картонку под корешок.
И по ручному конвейеру - соседке. У нее задача попроще - загнуть внутрь и подклеить края обложки.
Готово.
Теперь под пресс.
Как же соединяют книжный блок с обложкой? Для этого служат форзацы - листы, которые мы видим, открывая и закрывая книгу в твердом переплете.
Тут главное - блок к обложке не приклеить «вверх ногами».
Мажем форзац клеем. Приклеиваем его к обложке.
Руки быстро переворачивают уже почти готовую книгу. Теперь на очереди - задний форзац (О, что за странное название, ведь слово «форзац» и означает - передний, но немецкий термин «нахзац» никак не хочет у нас приживаться).
Мажем клеем.
Прижимаем к переплету.
Готово.
Очередную партию - под пресс, пока не высохнет.
Ну, вот и всё. Осталось запаковать пачки.
Размещено с любезного разрешения автора.