Sep 13, 2012 00:24
часто бывает такое, что текст "не идет", что над ним "залипаешь". уже сядешь, откроешь ворд, соберешься с мыслями, музыку там включишь какую-то специальную для писанья.... а буквы в слова не пишутся. мысль убегает куда-то в сторону, ногам неудобно, чаю захотелось и вообще вон письмо важное пришло, надо ответить. такое может повторяться много раз, задерживая сроки сдачи текста днями или даже неделями.
такое бывает частенько, и я помню, как я раньше реагировала на такое: отложу, думаю, текст в сторонку, загружу задачу в подсознание, а когда мысль там "дозреет", то обязательно придет вдохновение. так вот, опыт показывает, что такого не случится почти точно.
95% случаев "затупа" в текстах - это следствие не отсутствия вдохновения, а совершенно других проблем, которые сами по себе не решатся. лишь 5% случаев залипания над текстом связаны с душевным настроем автора. в таком случае лучше действительно отложить текст в сторону, прогуляться и вернуться к нему вновь через некоторое время. но прежде, чем списывать все на пропавшую музу, посмотрите, не попадает ли ваш случай под одну из типичных ситуаций. "Золотая тройка" причин:
1. недостаточно информации. задайте вопрос "а знаю ли я что вообще нужно написать?". текст без фактуры не пишется (если только вы не блогер, конечно! :) ) часто бывает, что вам кажется, что фактов много, а при детальном рассмотрении оказывается, что они дублируются друг друга, и получается, что весь текст вам приходится писать об одном и том же. конечно, рано или поздно наступит тупеж и усталость. если фактуры не хватает, то все очень логично: сформулируйте уточняющие вопросы, которые помогут дополнить текст полезной информацией, а затем рядом с каждым вопросом напишите, кому его стоит задать и задайте их любым доступным способом. внимание: задавайте уточняющие вопросы до тех пор, пока не соберете нужное количество фактуры! и не стесняйтесь "пытать" заказчика. он же не будет стесняться, когда будет спрашивать в 10000 раз "ну что, когда текст сдашь?"
2. не ясна структура и логика текста. попробуйте сформулировать цель текста и исходя из нее прописать пункт за пунктом логику донесения этой мысли. даже если у вас не пишется один абзац из многих, пропишите план всего текста по пунктам и подпунктам. скорее всего выяснится, что у вас или нет логики текста (поэтому вы не знаете даже о каких аргументах писать и что из этого следует), или что где-то логика нарушена (в таком случае, обычно, текст упирается в какой-то абзац, который содержит в себе очень важную информацию, но нифига непонятно, как к этой информации подступиться). помните, даже если у вас миллион фактов, вам важно отобрать именно те, которые будут работать на общую идею текста, и они должны хорошо "сшиться" логическими переходами, которые надо продумать _заранее_.
3. вам предстоит написать то, что вы не понимаете. спросите себя "а вот тот кусок, на котором я залип... он вообще о чем?" это типичный случай, когда ваш редактор или заказчик попросили обязательно включить в текст какую-то идею. вы как-то сразу не заметили, что вообще не поняли при чем тут эта мысль, согласились, а когда сели писать текст, то... кусок не пишется. остальной текст он ваш, он от души, а этот аргумент - что попало. даже если вы копирайтер и пишете сео-оптимизированный текст про утеплители для стен, например, то вы можете верить, что утеплитель спасет в сибирские морозы, что это экологически чистый материал, что он прослужит долгие годы... но вот заказчик обязательно попросил включить, что утеплитель хорошо сочетается с чугунными канализационными трубами. и вроде как лень разбираться почему и зачем, заказчик лучше знает, проще поверить на слово. но такие ситуации мешают выстраивать логику текста и может получится, что вы залипните над логическим переходом от экологии к чугунным трубам. рецепт: поймите логику заказчика, задавайте уточняющие вопросы до тех пор пока или не поймете, как это мысль связана в его голове с другими аргументами по теме, или пока он не откажется сам от своего аргумента и не предложит другой (такое может случится, если вы будете задавать правильные, разумные вопросы!)
(сначала я хотела написать ТОП-5 причин, но внезапно случилась полночь и мне очень захотелось спать)
а поводом написания этого поста послужила моя рабочая ситуация. мне коллега пообещала небольшой текст, а точнее, фоторепортаж. все вроде как шло гладко, но за день до дедлайна она пожаловалась, что к паре фотографий не может придумать интересные подписи. и что она еще немного подумает и вышлет мне готовый материал. прошла уже почти неделя, а текста, конечно, все нет. я сегодня ехала домой и думала, почему же так? она точно не забивает на мою задачу умышленно (я уверена, что она правда хотела написать все вовремя). что-то пошло не так... и вдруг я испытала полностью то, что испытывает она. я вспомнила это уже слегка забытое чувство длительного "затупа". чем дольше он становится, тем меньше хочется браться за текст. уже не понятно, с какой стороны за него взяться. обвиняешь чертово вдохновение и в итоге... проваливаешь все сроки, а в худшем случае, текст вообще становится неактуален.
но сейчас я уже стала чуть опытнее, и мои приемы реально помогают. теперь я срываю иногда сроки сдачи только потому, что у меня правда нет времени даже подумать про некоторые тексты. %)
советы начинающим авторам,
pr,
журнализм