(no subject)

Jan 16, 2012 23:40

вот, пожалуй, и первый осиленный мной достоевский. медленно-медленно, но верно, я дочитала бедных людей.

не в смысле, что я достоевского не любила и не люблю и поэтому не могу дочитать. не в смысле, что я не могу читать про чернуху и трагедии. просто там такой густой текст, что его много не съешь. несколько страниц и пошла думать. каждая фраза у него нелишняя, каждое слово на месте и даже каждый суффикс почему-то именно так выбран. каждое слово работает на какой-то смысл и в итоге получается, как сейчас. герои - не мои, сюжет - не мой вообще, ничерта не понятно, но на последних пяти страницах всплывают такие глубинные собственные душевные скрипы, что даже как-то стыдно, что раньше об этом не думала. вот что-то из области морали, законов жизни, бога.

я не понимаю, как он это делает. как из звуков, слов, неблизких абсолютно сюжетов и персонажей проступает в итоге какой-то общевселенский смысл, который даже словами нельзя описать. что-то вроде "любви к ближнему", но только более тонко и очень лично.

зато рада, что вроде доросла, чтобы это все хотя бы уловить.

upd: перечитала сейчас и поняла, что как-то глупо получилось. как будто школьнице первый раз дали почитать серьезную книжку после "аленького цветочка". но вы меня знаете, у меня опыт раскладывания литературных текстов по кусочкам огого, после понимания "мифологемы белого кита в моби дике" мне уже ничего, кажется, не страшно. все литературные прихваты, как натолкнуть на мысль и выбить слезу, я знаю. но с достоевским тут совсем что-то другое.

upd2: сейчас появилась версия где-то через дзен и экзистенциализм :)). что он расщепляет и убивает личность своих персонажей через крайнюю степень страданий. но при этом мы продолжаем видеть живого человека за этими буквами. это действительно сложно сделать с литературной точки зрения - сложно реалистичного персонажа даже с характером и сюжетом создать, он все время рассыпается и разваливается на части, а когда героя и истории вообще почти не осталось, когда он почти покойник... вот и получается, что есть что-то кроме личности, значит есть душа. а когда думаешь о душе, там и до бога не далеко и до раскаяния.

хотя может это все моя температура думает и пишет тут.

книги

Previous post Next post
Up