Прежде не видела этой фотографии...
Иван Савин, Илья Репин и Людмила Савина-Соловьева, дочь офицера, на которой поэт женился в 1924 году. Пенаты, 1920-е гг.
Бунин "Памяти Ивана Савина"
Пять лет назад я прочел в газете «Сегодня»:
- После долгой и тяжкой болезни скончался в Гельсингфорсе наш ценный сотрудник, молодой поэт и белый воин Иван Савин…
Писал П. М. Пильский, хорошо знавший покойного лично:
- В душе каждого, кто знал Савина, его талант, его милую, нежную душу, его горячую любовь к России, его страдания, эта смерть должна вызвать самые искренние чувства печали и горя…
После себя он оставил большую повесть «Плен», «Очерки» (напечатанные в «Архиве русской революции»), «Соловки» (напечатанные в «Сегодня» и затем изданные на русском, английском, финском и польском языках) и небольшой сборник стихотворений. Незадолго до смерти он начал работать над романом из Пушкинской эпохи, изучая ее, целыми днями сидел в Гельсингфорсской университетской библиотеке…
Пильский говорит:
- Он был человек глубоко веровавший в Бога и, невзирая на все свои жизненные испытания, никогда не терявший веры в людей. Его борьба со смертью продолжалась целых шесть недель. В эти мучительные ночи он молился сам, звал молиться вместе с собой свою молодую жену… В последнюю минуту он медленно перекрестился, последнее слово его было: «Господи!».
Это случилось 12 июля 1927 года.
Среди его предсмертных набросков нашлось начало стихотворения:
"Смертью произведенный в подпоручики Лейб-гвардии Господнего полка"…
Это строки, очень его определяющие. Высшей страстью его жизни была все же не литература, а воинский подвиг, борьба за Россию, смерть за нее. Говоря об этом подвиге и о России, он говорил иногда удивительно:
Всех убиенных помяни, Россия,
Егда приидеши во царствие Твое!
Он и сам был в сонме «убиенных».
Ему не было еще двадцати лет, когда он переживал начало революции, затем гражданскую войну, бои с большевиками, плен у них после падения Крыма… Юношей пошел он в добровольческую кавалерию, проделал все дела и походы в рядах Белгородских улан. В боях конницы Врангеля в Таврии он потерял своего последнего брата:
В седле, поднимаясь, как знамя, Он просто мне крикнул: «Умру…». Лилось пулеметное пламя, Посвистывая на ветру…
Он испытал гибель почти всей своей семьи, ужасы отступлений, трагедию Новороссийска… После падения Крыма он остался больной тифом на запасных путях Джанкойского узла, попал в плен… Узнал глумления, издевательства, побои, голод, переходы по снежной степи в рваной одежде, кочевания из Чеки в Чеку… Там погибли его братья Михаил и Павел. Два года пробыл он в плену - наконец, бежал в Финляндию… В эмиграции он называл себя одним из тех, кто «Господом поставлены в дозоре»…
Он не раз писал мне, присылал свои стихи. В последнем письме он писал:
"Посылаю стихотворение, посвященное Вам. Кажется, оно слабо. Но позвольте все же привести его. Родилось оно на русской земле: минувшим летом, живя на границе Финляндии, буквально в двух шагах от нашей земли, я неоднократно переходил пограничную речонку"…
Источник:
http://bunin.niv.ru/bunin/public/pamyati-ivana-savina.htm По дюнам бродит день сутулый,
Ныряя в золото песка.
Едва шуршат морские гулы,
Едва звенит Сестра-река.
Там, за рекой, всё те дюны,
Такой же бор к волнам сбежал,
Все те же древние Перуны
Выходят, мнится, из-за скал.
Но жизнь иная в травах бьется,
И тишина еще слышней,
И на кронштадтский купол льется
Огромный дождь иных лучей.
Черкнув крылом по глади водной,
В Россию чайка уплыла -
И я крещу рукой безродной
Пропавший след её крыла...
Могила Ивана Савина на Ильинском православном кладбище в Хельсинки.