Исихазм как православная византийская йога

Jan 14, 2020 17:48

Прозвучала новость, что какой то мракобес заявил, что йога для народа дело еретичнское. Но уже подзабыто, что в Византии имелась своя православная каноничная йога - исихазм. И в славянских землях это практикавалось.



Главный исихаст:


Исихазм - «умное делание», «деятельное безмолвие», трезвение, подготовка к борьбе.

Исихазм - практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и подготавливающая подвижника к духовному богосозерцанию. Ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы. С бытовой точки зрения считается, что исихастская практика приводит человека в состояние умиротворения.

А чего так нехватает в современном мире страстей и политических криков.
Трезвение - «зоркая собранность сознания».

Как бы они не кривлялись и отрицали, исихазм похож на отдельные практики йоги и восточное. Оличаетса же идеология и цели.
У буддистов, некоторых индуистов медитация приводит к отрешению бренного с целью обретения вечного покоя в обыденном смысле. В Православии исихазм является ступенью к обожению, воссоединению через зрение божественной энергии с Божественным началом, покоем как источником движения.

Тут надо спомнить про эманацию, важнейший теологический философский процесс - снисхождение благодати с вышего Блага, через духовные иерархии. Обворачиваясь разными словами, утверждаетса православным каноном (Арэопагитики) и еврейской каббалой, но не стало мейнстримом, слишком сложно. А по сути вышло из античной философи, неоплатонизма, общей географии в восточном средиземноморие. https://asdam.livejournal.com/250205.html

А если с Абсолюта снисходи благодать, то ещё философы предложили, что надо подниматса и в обратную сторону, по лестнице верх, через катарсис, теорию и теозис:

Картинка кликабельна:



(Только бесы мешают, святых отцов срывают с "лествицы райской")

Мегалосхема исихастов:



Что хорошо в греческих названиях, всё звучит по научному. Но и наличествует характерное греческое (и православное) словоблудие, так что в этих текстов нечего не понятно. Современный язык же чёткий и конкретный.

Умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным психотехническим методом, аналогичным повторению мантры «Харе Кришна» в индийском вишнуистском бхакти или повторению имени будды Амитабхи в северном буддизме.

Как то по восточному, но нечего удивительное. Восточное средиземноморие было центром античности, где стекались разные влияние. Символом Византии был полумесяц с звездой, ближневосточный знак, в оригинале Иштар и Син. Да и святые в Индии тоже изображаютса с ореолом света вокруг головы. Но суть веры разные.



Хотя возможно на востоке просто сохранились античные практики. В исихазме находят кумранский еврейский мистицизм, которое как бы полухристянство. Да и греческая аскетическая традиция, нисходящая в глубинах веков к Платону. Элленские философские школы занимались странными вещами, наподобии йогов. А философия неоплатонизма представлялась кульминацией античного идеализма, и концом античного мира. В ней много интересных идей, которые могли бы принести немного света разума. https://ru.wikipedia.org/wiki/неоплатонизм

Видение ликов, потеря контроля над сознанием вместо предельной собранности сознания расцениваются как обман. Учение об исихазме открывает метод, следовать которому может не всякий верующий, а лишь праведник с твёрдой и непоколебимой верой. Самовольная практика, без духовной подготовки и разрешения может привести «духовной прелести».

Прелесть - безумие. Удалил все упоминание про неверных: католицизм, йогу и нирвану. В древности так же считали и те самые неверные на востоке. При психических растройствах этим заниматса не надо. Да и вообще, это как бы восток и чут ли не Шаолинь.

Исихаст «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный». Без укрощения страстей исихазм невозможен.

А византийский Двухглавый орёл смотрел по обе стороны света:



В итоге античность пала окончательно а мусульмане повернули этот полумесяц в свою сторону и наступило средневековье. Исихазм потом похоже повлиял на мистический ислам - суфиев и буддизм тибетский школы гэлуг.
А в начале 20-ого века похоже практики суфийских тарикатов вернулись в православие. Отшельник написал книгу, «На горах Кавказа» и возникло имяславие - ономатодоксия.

Имяславие
Наверное это те же мантры и это не исихазм и куда проще.
В итоге так и не определились, имяславие ересь и верное. Почти половина святых начала 20-ого века являлись сторонниками имяславие, а другая половина же их противники. В итоге споров вокруг имяславие в русских монастырях на Афоне разогняли с помощю вооружённых сил Российской Империи и двух пожарных шлангов.

Этим духовным стачкам Мандельштам посвятил стих:

И поныне на Афоне
Древо чудное растёт,
На крутом зелёном склоне
Имя Божие поёт.

В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово - чистое веселье,
Исцеленье от тоски!

Всенародно, громогласно
Чернецы осуждены;
Но от ереси прекрасной
Мы спасаться не должны.

Каждый раз, когда мы любим,
Мы в неё впадаем вновь.
Безымянную мы губим
Вместе с именем любовь.

Сторонники опирались на учение «о незримом присутствии Бога в Божественных именах». Что «Имя Бога есть Сам Бог» «но Бог не есть имя». И божее имя есть его энергия - с греческого, действие.

С другой стороны их критиковали, что «Исус» простое человеческое имя, и не следует приписывать его имени обоготворяющее значение равносильное Богу.

Эх, вот тогда были нравы. 100 лет назад верующие сражались об учении, а не о политическом делении церквей (и недвижимости).

Но и на западе в Taizé занимаютса пением христианских мантр, там всё на постмодерной философии номадизма, и музыка там отличная.



А историки науки в работах русской школы математики даже нашли мистический след.

Выводы:
Всё это было эзотерика, герметизм, в смысле - учение для просвещенных а не мирян (гражданских простолюдин). И подзабыто.

* * *

И вот почему ж!до-масоны. Это придумал какой то француз, противник масонства. Во время возрождение европейцы искали потерянные знания античности на востоке, у арабов и евреев. Католический эстаблишмент нашёл это подозрительным, как и всё возрождение. А обьединялись тогда в закртые элитариские организации.
Вот каббала еврейское развитие неоплатонизма. Там слова разные, но многие идеи похожие, те же духовные иерархии. Но она долго было для отдельных мудрецов, и в массовый иудаизм вошла только с хасидским движением, и лиш потом была ервейское возрождение из местечковости. Советского инженера Михаила Лайтмана обьявили неверным, за то что он каббалу преподовал нерелигиозным евреям. За это они осудили Мадонну. Хорошо что не Кудрина;)

Короче, намекаю, что древнее наследие надо выводит во свет, так, для очередного возрождение.

Но приходитса таки признать, что ультраконсервативное мракобесие являетса частю православие, как и других аврамических религий, только в католичестве под давлениме общества это более изжито. Вот активизм мракобесов заставляет задуматса, это православие или же ксенофобы ей только прикриваютса. Милонов, Охлобыстин.

медитация, история, религия, мистика

Previous post Next post
Up