Нашёл направление в философии - экзистенцализм. Очень интересно, только понял с трудом. Особо, что на английском. Но ихняя терминология часто всплывает в культуре.
Click to view
Сильно, ощущение "на вершине горы". Песня прям гимн экзистенциализму.
Страх есть головокружение свободы.
С точки зрения экзистенцализма страх нужен для свободы, но страх экзистенциальный а не от чего то.
Стоя на верху скалы появляется экзистенциальная свобода. С одной стороны имеетсья страх упасть, тревога, то самое экзистенциальное, про существование. Но с другой стороны нечто не держит назад и нет некакой предестинации. И каждый шаг означает полное ответственность за последствия, так как небудет на кого списать последствия.
А вы говорите, свобода, на кем в Вашингтоне поставили ярлык. А из "Россия 1" отвечает, что свобода духовная, а больше всего неё было у нас в гулаге. Нет уж, спасибо.
Экзистенциализм возник как песимистическое мировозрение, задавшиесь вопросом, как в обстановке исторических катастроф живёт человек, потерявший либерально - прогресивных иллюзий. Самое главное само существование. В повседневной жизни человек это не всегда воспринимает, но озарение может появится в пограничной ситуации.
Пограничная ситуация - смерть, страдания, страх, чувство вины, которая ставят человека на границе между существованием и несуществованием. Попав в неё человек освобождается от всего конвенционального, внешных норм и общепринатых представлений, которые его связывали к свере "как все" и выводит в экзистенцию. Многое что наполняло жизнь, открывается иллюзией. Таким образом пограничная ситуация приводит к сопричастию к трансцендентному, Богу, ну и себе.
Вообще в пограничной ситуации можно получить более банальный постравматический синдром.
"Как все" - где в каждой ситуации не выбирают свой путь. Общечеловеческий "как все" лишает индивидуальности и свободы действия.
Экзистенция, существование - основное понятие экзистенциализма. Что очевидно. То что заставляет действовать не как обьекту, мыслящему разуму или среднему обшечеловеческому, а как конкретной неповторимой личности. Бытие то, что неподаётся обьективному исследованию, а открывается только напрямую, интуитивно.
И как тут не спомнить Я-ЕсмЪ-Сущий, слово, которое позволялось произносить только в Йерусалимском Храме.
Сущность - атрибуты же опосредованы и ежедневно своими делами создается бытием.
По утверждениям экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, разделяет мир на две сферы - объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе людей, рациональное мышление рассматривает только как предмет, познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия (экзистенциализма) должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», в иррациональной реальности.
Субьект - действующее лицо. Обьект - на что оно действует. Федя взял яблоко.
Напоминает главное индийское учение, адвайта - в переводе недвойственность, переодоление противопоставленых понятий, белых и красных. А на западе, "дьяволЪ тоже создание Божее."
Если наука изучает существующее, то предмет филисофии существование.
Свобода - проявляется так, что человек не существует как вещ, возникающая от необходимости, а сама себья выбирает, создаёт себья каждым шагом. По этому свободный человек в ответе, за свои дела.
Фактуальность - нечего не понял, много сложных букв. Но игнорируя прошлое и прочие факты создаётся неаутентичность.
Аутентичность - Аутентичные дело то, которые соответсвует свободе индивидума. Аутентичные дело, то что делается от себья, а не от генов, поступков и остальных атрибутов сущности. Дальше, перевести не смог.
Абсурд - мир безсмысленен, кроме смысла, даемое нам. Он аморален и несправедлив. Что происходит, то и происходит, и плохое происходит и с хорошими людми. Всё что угодно может произойти с кем угодно.
Существование стоит перед сущностью - индивидумы сначало являются индивидумами, и лиш потом категориями: ярлыками, стереотипами, ролями. Потом люди сами создают свои ценности и смысл их жизни. Те кто жестоко относятся к другим, дефинируется жестокими. Поступкми жестокости они сами ответствены за свою новую идентичность.
Не соглашусь. Всё кроме существование имеет и суть. Каждое произведение, дело, носит на себья отпечаток мастера, свою неповторимую персонализированую ауру создателя. И тут совсем нет сознательного и ответственного выбора творца, и даже безсознательного и безответственного, оно просто есть. Та сущность порой скрыта под горой проблем и условностей. Но её нельзя научится.
Экзистенциализм изображает общество как мир обезличеного абсурда. И выход ищет или метяже или в трансцендентном, Всевышнем.
Но противопоставление общества и личности неверна, так как оно состоит из самих личностей. Оно нерационально, но попытки его рационализировать не к чему хорошему не приводили. Рационализировали престолонаследия, и стали приходить посредственные цари. А рационализированая экономика сама развалилась.
Экзистенциализм отражает своё времья, а первая половина 20-ого века была самим кроваым за всю историю. Очень индивидуалистично, как буд то, чтоб забратса на ту скалу экзистенциальности, не использовался бы опыт преждних поколений и средства от того же абсурдного общества, созданого взаимодействием индивидуальностей.
Чтоб по радостнее:
Личность всегда живет в мире, населенном другими личностями, "я" составляет целое с другими, а другой - с "я". Личность - это внутреннее содержание, нуждающееся в том, чтобы выходить вовне. Это не говорит об отрицании "я": чем больше мы по-настоящему любим других, тем больше мы любим самих себя. А чем больше мы любим самых себя, тем больше мы любим самих себя
Вот так. Это уже другое - персонализм.
Целый ряд культовых произведений основаны на экзистенциализме. "Матрица", Лавкрафт, "Бойцовский Клуб" и многие аниме. А на экзистенциализм повлиял Достоевский, и братья Карамазовы и Раскольников представляют "экзистенциальный кризис".
Экзистенциализм - крайне реакционарная форма современного идеалистического мракобесия в буржуазной философии и литературе, один из постыднейших средств, с чем идеологи имперализма отравляют сознание общества. (1950-ый год.) В 1972-ом уже было признано годным, там и нашёл.
Принципы экзистенциализма:
1. Существование человека предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.
2. Существование человека - это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора». Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны, предпочитая жить "как заведено в мире", неподлинно.
3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нем.
4. Временное и конечное существование. Человеческое существование - это бытие, обращённое в смерть.
1. Нет. Самая глубокая суть не зависит от обстоятельств и выбора.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Без пары бутылок не понять. И потом под утро поднимаются экзистенциальные вопросы.