Эмпатия, черствость и особо гадкие места для обитания

Jul 01, 2017 16:31

Читал блог некой ирландки, которая поехала работать в Латвию. В смысле "в какое гадкое место я оказалась".
Да мнение не уникальное. Недавно посматривал её страницу, чтоб поделится ссылками.
https://expateyeonlatvia.wordpress.com/
Иначе некоторые издалека не понимают и удивлятся, как можно не любить такое место. И натолкнулся на научное исследование, про эмпатию в разных странах.
http://rus.lsm.lv/statja/analitika/analitika/samie-cherstvie-lyudi-na-planete-zhivut-v-baltii-i-v-vostochnoy-evrope-v-celom.a205656

Эмпатия, согласно Википедии - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

image Click to view



Какая страна самая недружелюбная в мире:

53. Россия (3,44)
54. Румыния (3,38)
55. Чехия (3,37)
56. Латвия (3,37)
57. Словакия (3,35)
58. Финляндия (3,33)
59. Болгария (3,33)
60. Польша (3,32)
61. Эстония (3,27)
62. Венесуэла (3,26)
63. Литва (3,15)

Ну да, не самая лучшая компания. Кстати, Финляньдия богатая страна. Но почему некто туда не уежает, таки предпочитая следующие страны:

22. Германия (3,61)
...
38. Ирландия (3,52)

44. Норвегия (3,47)
...
47. Великобритания (3,47)
...
49. Швеция (3,45)

И самые человечные:

1. Эквадор (3,97)
2. Саудовская Аравия (3,89)
3. Перу (3,77)
4. Дания (3,76)
5. Объединенные Арабские Эмираты (3,76)
6. Ю.Корея (3,74)
7. США (3,72)
8. Тайвань (3,71)
9. Коста Рика (3,69)
10. Кувейт (3,68)




Эмпатия понятие западное и научное. А возможно только американское. Хотья и в юдаизме говорится, что всю тору можно редуцировать на слова: "не делай другим, то что не хочеш, чтоб дели тебе." А потом и в христианстве. Так что мож монотеистическое. И возможно, что в других культурах всё иначе.

А в Индии имеется понятие кармы. Её не как не перевести, хотя самая демистифицированая версия - наступать на одни и те же грабли, поколениями. А по другой версии - грех. Изобрели бы индусы социологию, измерали бы свою хохму, кармическость, приверженость дхарме и так далее. А на русском статью перевели как "Самые черствые люди на планете живут в Балтии и в Восточной Европе в целом". Но и черствость может быть несколько иным понятием. По этому и провели международное исследование.

И тут же скажут, да все они тупые, нечего не знают, а я то знаю, что на самом деле всё не так. Но всё сходится. За недостатком эмпатии как на личном так и на государственном уровне следует заниженная самооценка, неудовлетворённость жизню, меньшая совестливость и покладистость:

Общая закономерность, выявленная исследованием - население стран с большим уровнем эмпатии также демонстрировало и более выраженную склонность к коллективизму и просоциальному поведению, а также тяготение к совестливости, покладистости, эмоциональности и одновременном более высокие самооценку и удовлетворенность.

«Полной уверенности у нас нет. Мы сумели, однако, связать с уровнем эмпатии несколько факторов: так, в странах с более коллективистской традицией эмпатия выше, как и в более эмоционально экспрессивных странах, и в странах с более счастливым населением. На личностном уровне в странах с большей покладистостью и совестливостью больше и эмпатии. Сейчас трудно делать точные оценки для отдельных стран, однако, экономическая и политическая история могли оставить свой отпечаток. Возможно, и эти факторы относятся к эмпатии».

Просоциальное поведение - помощ, алтруизм, от выручки ближнему до благотворительности и волонтёрства. Совестливость - сколько совестно выполняет труд, взятый на себья долг, организованность. Покладистость - вежливость.

Здесь я остлушался про некий народ страдалец с большой болью. Только кто страдает по настоящему, не сирийцы ли? А здесь рационализация - обьяснение своих душевных страданий. Но страдания, что такие гады, не сравнимо с страданием в Сирии.

У нас на одной улице у всех домом повесили чёрные таблички, "тем, кто в 1941-ом ушёл и не вернулся." Мрачновато как то. Не хотел бы жить под похоронными табличками.

Скопировал с оргинала:
http://jcc.sagepub.com/content/early/2016/10/11/0022022116673910

Empathy is associated with a wide array of intrapersonal and interpersonal outcomes. Empathy is positively related to life satisfaction, emotional
intelligence, and self-esteem. More empathic people not only have larger and more fulfilling social networks compared with less empathic people, but they are
also more prosocial: They volunteer more, donate more to charity, and are more likely help others
in need, for more altruistic reasons.

blablabla... an emotional component of empathy (e.g., “I
often have tender, concerned feelings for people less fortunate than me”). ... a person’s tendency to imagine others’ points of view, and represents a cognitive or intellectual component of empathy (e.g., “I sometimes try to
understand my friends better by imagining how things look from their perspective”).

In samples of primarily North American college students, research finds that higher empathy is
consistently associated with higher levels of agreeableness and conscientiousness.

Agreeableness - the degree to which people are kind, gentle, and generous-is considered to be a primary interpersonal
trait. More agreeable people behave more prosocially, are less aggressive,
and score higher on other-oriented traits such as compassion compared with less agreeable people. (e.g., “I see myself as someone who is considerate and kind
to almost everyone”.)

Conscientiousness - the tendency toward being reliable, organized, and dutiful-often translates
into a better awareness of others and a greater consideration for others’ needs. (e.g., “I see myself as someone who does a thorough job”).

Prosociality. Three measures of country-level prosocial behavior were taken from the World Giving
Index, whether they had undertaken each of three charitable acts in the past month: donated money to an organization, volunteered
time to an organization, and helped a stranger or someone they did not know who needed
help.

Another interesting question we address in this article is the extent to which cross-cultural
levels of empathy covary with cross-cultural levels of self-esteem. Although excessively high
self-esteem may be detrimental to interpersonal relationships, in general, higher self-esteem enables people to care more about others because their own
needs are taken care of and satisfied. This idea is reflected in the robust
positive correlation between self-esteem and engagement in prosocial and community activities.

Moreover, studies have also linked higher levels of trait empathy to higher subjective wellbeing,
and prosocial behavior is often hypothesized to help cultivate happiness. This observation led to the hypothesis that trait empathy would
be associated with higher subjective well-being at the country level.

In both academia and popular culture, empathy is perhaps most known for its link to prosocial
behaviors. The most prototypic and commonly observed prosocial correlates of trait empathy are
charitable donations, volunteerism, and helping.

To test whether empathy was related to prosocial behavior, we regressed country-level charitable
donations, volunteerism, and helping separately onto country-level means for Empathy, weighting for each country’s sample size. As hypothesized, volunteerism and helping
were consistently positively related to Total
Empathy. Charitable giving was unrelated to any of the empathy scales, contrary to our
hypotheses.

As hypothesized, agreeableness and conscientiousness
were consistently positively related to Empathy across all cultures. Thus, we can conclude that empathy is
related to psychological characteristics at the country level in a similar way as it is at the individual
level.

We regressed country-level self-esteem, emotionality, and subjective well-being separately onto
country-level means of empathy from our sample while weighting for each country’s sample
size.
As hypothesized,
self-esteem and emotionality were positively related to Empathy across cultures. Also, as hypothesized, life satisfaction was positively related
to Total Empathy across cultures.

The current study represents the first large-scale examination of cross-country variation in dispositional
empathy. Evidence from 63 countries reveals that collectivistic countries were higher in
empathy compared with individualistic countries, and that country-level empathy was positively
associated with country-level agreeableness, conscientiousness, self-esteem, emotionality, subjective
well-being, and prosocial behaviors.
Many of these associations between empathy and personality, well-being, and prosocial
behavior are consistent with previous samples consisting mostly of North American college students.
To our knowledge, this study is by far the largest examination of cultural differences in
empathy, with respect to both the number of individuals and the number of countries represented.

We also found that countries with higher levels of empathy reported higher levels of volunteerism
and helping, but empathy was unrelated to charitable donations. There may be several
reasons why empathy was not associated with charitable donations. Worth noting first is the
considerable variability in how countries demonstrate prosocial behavior. Each country has its
own unique way of acting prosocially. In Liberia, only 8% of the population
reported giving to a charity in the last month. However,
76% of the population reported helping a stranger in the last month, one of the highest percentages
in the world. In this example, prosocial behavior is indeed high in Liberia, but is not necessarily
reflected in charity.
Next, charitable donations may be more closely related to individuals’ personal wealth and
resources rather than only their prosocial tendencies.

Future research can examine the mechanisms that give rise to cross-cultural variability in empathy. For example, are individuals with a particular set of psychological characteristics (e.g., high Empathic Concern) more likely to move to certain areas
(i.e., selective migration)? Or do the social/cultural characteristics of an area exert their influence
on individuals to make them more empathic (i.e., social influence)? How long does an individual
have to live in a particular culture before they assimilate?

Future research can examine the
conditions under which cultural differences in empathy emerge and how migration and socialization
pressures exert their influence on individuals over time. Extant work on examining
the origins of collectivism would be a useful avenue for future research in this regard.

One major limitation of the current study is that the survey was administered in English to all
participants, which may be problematic in studies of self-reported psychological characteristics.
For example, when students are randomly assigned to complete a survey in English (compared
with their native language), their scores tend to reflect English students’ psychological characteristics.

One common critique with studying cultural dimensions is that many of these indices correlate highly
with the development of a country (e.g., its standard of living, access to education, and life expectancy;). In a supplementary analysis, we found that empathy was unrelated to the Human Development Index, suggesting that empathy’s associations with individualism/collectivism are not subsumed
by considering the development of a country.

Лучше, читать не трёхкратный перевод журналистов а оргинальных публикаций. Тогда и вопросов не будет, если, конечно, можно понять, о чём. Но они в основном в закрытых журналах.
Я всецело против пиратства, и решительно его осуждаю. И по этому так же осуждаю Sci Hub - первый в мире пиратский научный сайт. В окошке пишеш название стати, и скачиваетя публикация. Что я тоже решительно осуждаю.
Но если бы журналюги перед перепечатыванием текстов из новостных агенств про очередные исследования "Британских Учёных", посмотрели и оргинальные исследования, мож и не появились бы "Британские Учёные".

А вообще, возможно это с одной стороны какая то региональная черта. Навешиваем ярлыки, и всё уже становится понятно, да это же фино-угры. Но черствость концентрируется вокруг Восточной Прусии, которой уже давно как нет. Прибалтийские фины сюда, но не в первых рядах двоечников. А угры, так вообще, среди отличников по человечности.

Но с другой стороны, бытовая история и строй могли оказать влияние на человечность. Возможно, злокачественные изменения в обществе произошли во времена эпохи стагнации. Ранние советские фильмы какие то более живые чем поздние.
А потом прошла приватицация, криминальная революция и Дарвиновское "выживает сильнейший". Что впрочем, не как не относится к Финляньдии.

А строй в Прибалтике традиционально индивидуалистический, хутора в лесу и рыбацкие деревни.

Так что скорее всё вместе.

Да и русский народ хоть и один, но не одинаковый. Подозреваю, что русский север похож на Прибалтику. Или даже еще своеобразнее, возмущались что беженцы с Донбаса громко разговаривают. И он постепенно пустеет. А юг наполняется людми. Мож и климат, но Норвегия наоборот, наполняется приежими.

Да и сама Прибалтика не однородна. И этническая история очень запутанная.
Возможно берег отличается этими чертами. Все Латвийские националисты, и русские и латышские родом из одного города - Лиэпаи. Они там в основном похожие, только языки разнятся. Там до восточной Прусии было рукой подать, а в 1945-ом образовался Курляндский Котёл, который здался только после капитуляции Германии. Только некаких "чёрных" там нет и небыло, так что воевали между собой. А на юго востоке же население постепенно переходит в белорусов.

Но с другой стороны, во времья террактов Питер оказался очень "просоциальным". Такие особенности моглы сложится во времья блокады. И тем питерцы похожи на армян. Ну или датчан.

Культурные особенности навернека влияют и на ежедневный уклад жизни и принимаемые решения. Так латыши приняли преамбулу к конституции, где написали, что существует некий государственный этнос, и что "каждый за себья". Что по западному - антисоциальность.

"Вот хорошо в Австралии. Рассказали, там пошол в гос завадение. Так ему сказали, у вас до пенсии отсалось пол года, и вряд ли вы за это времья найдёте работу. Так что мы дадим вам сразу." Но это только для себья, для своей категории, не уверен что другим групам он желал так же.

Так что непеонятное научное слово эмпатия можно заменить на человечность.

Причины политических плюмбаций, исходящих из Польши и Литвы, надо искать в социальном строе. Там не далеко не единный блок, а весма тяжкие отношения. Латвийский телевизор чаще показывает про Эстонию, или даже Беларусь. Хотя официально закреплён праздник, "день единство Балтов", латышей и литовцев.
"Литовцы на наш порт рельсы убрали, знем мы их, и европейский райл балтик до нас недотянут".
Но самые тяжкие отношения внутри "Республики обоих народов", Польша и Литва между собой конфликтует постоянно. Только времья от времени собираются на крестовый поход демократии.

Недавно из Киева кричали:
- Мы не хотим жить как в Казахстане, мы хотим жить как в Польше!
- Да что вы говорите, так и поляки не хотят жить в Польше.

Забавно, что украинские вожди этого не заметили. Говорят, в Британии понаехали "polish plumbers". И британцы уже твердят, что наш Лондон град нерезиновый. А ТВ эксперты всё времья ставять Польшу как пример успешных реформ. Хотя причина эмиграции может быть в другом, а с ВВП на душу всё в порядке.

Культурные особенности вещ изменчивая. Чтоб восточноевропейские страны стали нормальными, по моему следовало бы искоренить три порока:
- Нищету. На нищих даже производители алкоголя не могут заработать.
- Всё что попадает под расширенным понятием воровства.
- Антисоциональные культурные особенности.

п.с.
В РФ черты, упомянутые в связи с эмпатией, в последнне времья спускаются с верхов. А главное благотворительное организация - сухопутно галактические силы.

общество, восточная Европа

Previous post Next post
Up