Mar 26, 2012 17:27
На прошедшей неделе я устроил для моих школьников-физиков пару очередных провокаций:
во-первых, я взялся показать, что второй закон Ньютона, закон Ома, закон Гука и некоторые еще - в том виде, в котором их подают сейчас в учебниках - совсем не законы
во-вторых, я попросил записать второй закон Ньютона для кругового движения и затем спросил: почему ускорение называется центростремительным, и при этом сила - центробежной?
По-моему, провокация удалась, и несколько человек теперь будут размышлять. На следующем занятии планирую развить тему, примерно вот по такой схеме:
Искусственный спутник Земли:
* запишем уравнение баланса сил
* выведем из него взаимосвязь угловой скорости вращения и радиуса орбиты
* относительно чего мы измеряем его угловую скорость?
* что будет, если удалить то, относительно чего мы измеряем скорость?
Другой подход к то же теме:
* два спутника движутся по круговым орбитам, почти совпадающим друг с другом (чтобы только не столкнулись) в противоположных направлениях. Их скорости равны? А относительно чего? А что будет, если:
* завращать это "чего"
* вообще убрать это "чего"?
Вопросы, на которые желательно получить ответы в ходе урока:
* перечислите силы, действующие на спутник. определите характер движения спутника.
* почему ускорение называется центростремительным, и при этом сила - центробежной?
* сравните человека внутри спутника и внутри центрифуги - в чем разница?
* где есть центробежная сила, а где - нет, и почему?
преподаю