MS Word не знает слова «трикстер» и это очень по-трикстерски. Появление этого героя (героического в нем ничего нет, но традиция такова) в современном мире вполне-таки закономерно (впрочем, неизвестно, исчезал ли он когда-либо от нас). Виртуальная реальность, разросшиеся сети политики, господство мировых брендов, культ тельца, падение морали и далее по списку - это, безусловно, времена именно таких персонажей. Они, конечно же, появляются и раньше, и во всех народах - будь то Петрушка, Дионис, Локи, который, к слову, тоже вернулся в современный мир.
Трикстер является зачинщиком драки, конфликта, в результате которых больше всех и огребает. Он то умен, то туп как пробка. Трикстер - это всегда мессия, который выведет героя к свету, прозрению, катарсису, но проводник он ничуть не лучший, чем Иван Сусанин. Разве что слегка, но гораздо, гораздо более удачлив. Трикстер неуловим и прекрасен, он шут, избалованный, надоедливый, но любимый всеми мальчишка. Или девчонка, так как триктестера, по сути, невозможно описать.
Вот некоторые случаи появления трикстера в кинематографе. Во-первых и безусловно - Джокер Хита Леджера. Гость с востока, как говорил мой нежно любимый бывший преподаватель культурологии. И признаюсь, мне до последнего казалось, что Темный рыцарь - это именно он, а вовсе не Бэтмен. Ужасно-ужасно, но из песни слов не выкинешь.
Но не менее яркий персонаж появился и два десятка лет назад - речь о фильме "Роковое влечение" 1988. История такова - школьницу Веронике не принимают в крутой клан. В клане, естественно, все сплошь стервы и атлеты. Героиня же запуталась в своих чувствах, она как в песне - налицо ужасная, добрая внутри. И тут - бабах! - появляется ДжейДи, который предлагает решить проблемку очень просто - убийством этих самых стерв. Что они вместе, смеясь и балагуря, и претворяют в жизнь. Конечно же, именно эта мистерия и нужна была, чтобы осознать ценность человеческой жизни. Далее она спасает мир, ну и бог с ней! ДжейДи куда интереснее, потому что он-то и есть Джокер в юности. Кроме того, финал фильма вполне отвечает на вопрос "Знаешь откуда у меня эти шрамы?". Ну и само собой, ДжейДи, как и положено трикстеру, то ли исчезает, то ли погибает - бабах! и нету.
И в доказательство тому, что трикстер может быть вполне дружелюбным, - "Потерянный город" и персонаж Уильяма Билла Мюррея. Добряк, шутник, советчик. Да и фильм весьма неплох, особенно для любителей длинных, красивых, музыкальных, грустных, интеллигентных, бессмысленных фильмов.
И напоследок - строчка Оксимирона, которая должна быть занесена во все словарные статьи про трикстера: "откуда вдруг появляется трикстер".