Женщины в политике: Кондолиза Райс, часть третья (политическая)

Jan 12, 2013 01:26


Трансформированая дипломатия

После вступления в должность госсекретаря Райс начинает ряд крупных реформ и преобразований как в департаменте, так и в дипломатии США.

Одной из наиболее заметных инициатив принято считать реформу, названную «Трансформированная дипломатия», целью которой является «работа с партнёрами по всему миру… строительство и поддержка демократии и самоопределения государств, что отвечает требованиям людей и позволяет им интегрироваться в международную систему».

Райс раскрывает суть плана реструктуризации внешней политики Соединённых Штатов на выступлении в Джорджтаунском университете 18 января 2006 года.

Ее "Трансформированная дипломатия" включает пять основных элементов:
  • Перемещение американских дипломатов в те точки мира, где они наиболее необходимы.
  • Требование, чтобы дипломаты отработали некоторое время в «горячих точках», приобрели глубокие знания, как минимум, о двух регионах мира и овладели, как минимум, двумя иностранными языками.
  • Концентрация на решении таких проблем как терроризм, незаконный оборот наркотиков и медицина.
  • Работа с другими государствами на двусторонней основе: помощь при создании собственной инфраструктуры и снижение их зависимости от дотаций и материальной помощи, оказываемой американской стороной.
  • Разработка высокоуровневой политики: руководство в сфере международной поддержки наблюдения и дефрагментации материальной помощи, оказываемой Соединёнными Штатами.

Во время презентации программы «Трансформированная дипломатия» Райс отметила несоразмерность численности американских дипломатов численности населения страны, в которой они работают. Например, по подсчётам Райс, «в Германии, стране с населением в 82 миллиона человек, мы имеем такое же количество дипломатов, как в Индии с населением около миллиарда». По её заверению, многие дипломаты из комфортных условий Европы будут переведены на работу в Китай, Индию, Бразилию, Египет, Нигерию, Индонезию, Южную Африку и Ливан, эти страны станут «новой линией фронта нашей дипломатии».



Райс считала, что для реализации этой программы всем американским дипломатам придётся работать на «тяжёлых должностях» и решать «сложные задачи» таких стран как Ирак, Афганистан, Судан и Ангола. Этот шаг, как она считала, необходим для обеспечения безопасности, борьбы с бедностью и проведения демократических реформ, всё это поможет улучшить юридическую и экономическую системы, здравоохранение, образование в этих странах. Райс также предложила дипломатам акцентировать своё внимание на изучении таких языков как китайский, арабский и урду.



Другой аспект трансформированной дипломатии, отмеченный в выступлении Райс, это акцент в поиске особых решений для каждого отдельного региона вместо применения одной официальной позиции во всех случаях. Однако, это не исключает необходимости и транснационального подхода к решению некоторых проблем, так как «в XXI веке целые регионы взаимно интегрируются экономически, политически и культурно. Это даёт им новые возможности, но представляет и определённую опасность, особенно такие формы угроз как терроризм, распространение оружия, контрабанда наркотиков, болезни».

Важным моментом региональных решений, по мнению Райс, является создание небольших, хорошо скоординированных групп специалистов для решения возникающих проблем, например, вирусных эпидемий, вместо традиционной практики решения подобных дел через посольства. Райс объяснила, что этот метод подразумевает выведение американских дипломатов из «дальних министерских кабинетов» и усиление эффекта локализации дипломатии США в зарубежных странах, охват «новых бурных центров популяции», целых стран и регионов.

Наконец, Райс озвучила основные шаги по реструктуризации международной помощи США, в числе которых было выдвижение эксперта по проблеме СПИДа Рэндалла Тобиаса на пост директора USAID (Агентства США по международному развитию). Тобиас, назначенный на пост, практически эквивалентный посту заместителя госсекретаря, до этого занимался распределением средств по целому ряду программ оказания международной помощи. Официальный представитель госдепартамента объяснил это назначение необходимостью «более эффективного и точного распределения финансовых средств».

Райс подчеркнула, что все эти инициативы продиктованы «экстраординарностью времён» в которые проживают американцы и сравнила их с историческими переменами после Второй мировой войны, которые позволили стабилизировать положение дел в Европе. Она отметила, что Трансформированная дипломатия это не просто «порыв» или «пункт отчётности» правительства, она «изменяет жизни людей» через решение таких глобальных проблем как СПИД, повышение правосознания женщин, борьба с усилением экстремизма.

Интересно, получилось ли у мисс Райс реализовать пункты этой программы? И насколько?

Региональная политика США: Куба

Кондолиза Райс активно выступала за политические перемены не только в Штатах. Так, она возглавляла Комиссию помощи свободной Кубе, созданную в 2003 году, по словам Райс, для того, чтобы «изучить способы, которыми Соединённые Штаты помогут ускорить и упростить демократические реформы на Кубе». Основной посыл Комиссии - «после 46 лет жестокой диктатуры для Кубы настало время перемен». В том числе, комиссия активно искала способы усиления влияния федерального правительства на кубинскую администрацию.




В 2005 Фидель Кастро назвал Комиссию «не заслуживающей внимания группой дерьмоедов», а саму Райс «сумасшедшей женщиной, которая говорит о реформах». Кастро настаивал, что несмотря на создание Комиссии, «нелепые угрозы Соединённых Штатов», он, как и прежде, будет вести свою страну «к социализму и коммунизму».

В июле 2006 Райс и министр торговли США Карлос Гутиеррес выступили с совместным заявлением о подтверждении целей Комиссии по освобождению Кубы - «Комиссия будет держать обещание, данное кубинскому народу. Мы будем с вами во время преобразований на пути к демократическому будущему … Соглашение с народом Кубы особенно важно потому, что это наше послание надежды и солидарности с островными кубинцами». Президент Кубинской Национальной Ассамблеи Рикардо Аларкон, отметил, что по его мнению такие заявления со стороны США -«это незаконный и агрессивный план аннексии Кубы». Генеральный секретарь Организации американских государств Хосе Мигель Инсульса (которого на этом посту поддержал Кастро) также прокомментировал планы Комиссии: «Никаких реформ, это не ваша страна».

Но Райс придерживалась другого мнения: «Сегодня, на встрече демократических членов Организации американских государств, есть только одно свободное место за столом переговоров, и однажды его займёт свободная и демократическая Куба. 34 государства нашего полушария подписали Американскую демократическую хартию, и все мы - страны региона, должны ей следовать. И самое главное, мы должны следить, чтобы главы государств, выбранные демократическим путём, и управляли своими странами демократически».

Региональная политика США: Иран

Несмотря на то, что Государственный департамент Соединённых Штатов не поддерживает формальных дипломатических отношений с Ираном, Кондолиза Райс занимает чёткую позицию по иранской проблематике.

В октябре 2005 года Ахмадинежад заявил: «Израиль должен исчезнуть с карты мира», на что Райс среагировала так: «Если президент одной страны говорит, что другая страна должна исчезнуть с мировой карты, нарушая при этом все нормы Организации Объединённых Наций, где обе эти страны заседают, то к этому нужно относиться серьёзно».

Райс также выступала с критикой проблемы прав человека в Иране. 3 февраля 2005 года, в своём выступлении она отметила: «я не уверена, что кто-то думает, что неизбираемые религиозные деятели, которые поддерживают этот режим, есть лучшее решение для иранцев и всего региона». В феврале 2006 года Райс выступила по радио и телевидению с требованием выделения финансовой помощи для демократических реформ в Иране, в том числе на обучение иранских студентов в Америке и поддержку продемократических групп внутри страны.

Как мы хорошо знаем, в последние годы Иран занимается собственной программой развития ядерных технологий основанных на обогащении урана. Этот вопрос находился в области пристального внимания Райс во время всего срока пребывания на посту госсекретаря США. Иран настаивает на том, что ядерные технологии будут применяться исключительно в мирных целях - для выработки атомной энергии. Райс вместе с рядом зарубежных политиков, считающих Иран возможным спонсором терроризма и представляющим угрозу зарубежным странам, вместе с полным пренебрежением Ираном договорными обязательствами перед Советом Безопасности ООН и МАГАТЭ, считают недопустимым самостоятельное развитие технологии обогащения урана без внешнего контроля, что идет вразрез с официальной позицией США. 9 сентября 2005 Райс заявила, что отказ Ирана от остановки ядерной программы недопустим и предложила России, Китаю и Индии выступить с совместным заявлением в ООН для объявления санкций против Тегерана.

В феврале 2006 Иран возобновил работы по программе обогащения урана несмотря на осуждение мировым сообществом. По этому поводу Райс отреагировала так: «Со стороны иранского режима просто нет разумного объяснения возобновлению обогащения урана ради мирных целей». Выступая от имени Соединённых Штатов и Европейского Союза Райс отмечала: «Вызывает глубокую обеспокоенность эта долгая история с сокрытием от МАГАТЭ работ по ядерной программе, нарушение договорённостей, отказ от помощи в расследовании проводимом МАГАТЭ, отказ от дипломатического урегулирования предложенного Европейским союзом и Россией, и очень опасное пренебрежительное отношение к этой проблеме со стороны международного сообщества».

В мае 2006 года Райс выступила с новым предложением: Прямое соглашение между Ираном и Соединёнными Штатами (совместно с европейскими партнёрами) с возможным «материальным стимулированием и долгосрочными отношениями с США» в обмен на остановку программы по обогащению урана в Иране. Иран отреагировал, заявив: «мы никогда не откажемся от наших законных прав и поэтому эти американские условия просто неприемлемы».




2 июня 2006 года международный комитет, состоящий из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии, выступил с планом по убеждению Ирана прекратить ядерные исследования. Райс представляла Соединённые Штаты в этих переговорах по дипломатическому урегулированию. 12 июля 2006 года Райс совместно с министрами иностранных дел Китая, Франции, Германии, России, Великобритании и Европейского союза приняла участие в пресс-конференции, на которой было заявлено, что отказ Ирана от дипломатического урегулирования через приостановку ядерной программы послужил причиной предложения к вынесению резолюции Совета Безопасности ООН против Ирана по статье 41 главы VII Хартии ООН. Статья 41 предусматривает такие меры как приостановление или разрыв экономических, транспортных, телекоммуникационных и дипломатических связей с Ираном.

Несмотря на множественные разногласия между США и Ираном, Государственный департамент Соединённых Штатов несколько раз выступал с предложением оказания помощи Ирану.

Региональная политика США: Ирак

30 сентября 2005 года, выступая как основной докладчик в Принстонском университете на праздновании 75-летнего юбилея Школы публичных и международных связей Вудро Вильсона, Райс заявила, что война в Ираке «была начата чтобы помочь населению Востока трансформировать общество».

Несмотря на то, что Райс неоднократно просили назвать сроки вывода войскового контингента США из Ирака, она известна своей позицией отказа от предоставления графиков или определения «крайних сроков» в дипломатических вопросах, и говоря о сроках возможного вывода войск утверждает, что американские солдаты не покинут Ирак до тех пор, пока ситуация в стране не стабилизируется и миротворческие силы не смогут поддерживать порядок самостоятельно.

В 2005 на вопрос о том как долго будут американские войска оставаться в Ираке, Райс ответила: «Я не хочу делать какие-то предположения. Я знаю, что есть прогресс в самоопределении иракцев. Как только они смогут самостоятельно уверенно следовать заданному курсу, как только они сами смогут контролировать свою территорию, в наших услугах они больше нуждаться не будут».




Райс отмечала активность избирателей и мирный переход Ирака к суверенному конституционному правительству в 2005 году, и как специалист по Восточной Европе и Советскому Союзу часто сравнивала реформы в послевоенном Ираке с аналогичными преобразованиями в Европе и России после Второй мировой войны. В статье, опубликованной 11 декабря 2005 в газете Washington Post, Райс пишет:

"...На фоне ужасающих беспорядков состоялся исторический выбор, разработано и ратифицировано национальное право, в ближайшее время состоятся выборы конституционного правительства. Сейчас такой беспрецедентный прогресс кажется невозможным. Но однажды он покажется всем просто неизбежным".

Эту характерную особенность времени хорошо понимал и описывал в своих воспоминаниях бывший госсекретарь Дин Ачесон. Он писал: «Значение событий окутано неоднозначностью. Мы нащупываем их интерпретацию, иногда основанную на предыдущем опыте, и долго сомневаемся над тем, что потом нам кажется совершенно очевидным».

Продолжение (политическое) следует...

Женщины в политике: Кондолиза Райс. Ч.1

Женщины в политике: Кондолиз Райс. Ч.2

Женщины в политике: Кондолиза Райс. Ч.4

Женщины в политике: Кондолиза Райс. Ч.5

Женщины в политике: Хиллари Клинтон

женщины в политике

Previous post Next post
Up