А вот возьму и тоже законсервирую на память в словах некоторые свои мысли про игру. Я хоть и не играла, но эмоций всяких поймала достаточно, поверьте.
Это будет очень длинный пост. И тем, кто не в теме, скорее всего будет не особо интересно читать. Потому большая часть под катом.
Как я дошла до жизни такой.
Практика показывает, что я совсем никакой игрок. Необходимость общаться на абстрактные темы с малознакомыми людьми меня пугает (а на игре малознакомыми становятся даже друзья, потому что многие из них как раз умеют играть). Я умею играть только в детективы и логические задачки, да и то средненько. А в идеале предпочитаю просто смотреть. И всё же есть что-то завораживающее для меня во всём этом, иначе я бы уже давно забила, и даже мысли в чём-то таком поучаствовать не допускала. Посему вначале я хотела поехать помощником посла. Ходить чинно в красивом костюме с блокнотиком, записывая всё подряд, передавать сообщения. Но потом нас зазвали поехать на Зилант аккурат во время, когда осенью планировалась игра, и моя тяга к музыке победила. Если мне когда и было немножко стыдно за это перед моими друзьями - мастерами игры, то сейчас уже совсем нет :) В итоге мы явно отдали игре больше, чем отдали бы, если бы она состоялась осенью.
В декабре, когда стало понятно, что игре таки быть весной, мне сделали предложение внезапно соответствующее моим навыкам и способностям - участвовать в разработке системы babcom. Уже в процессе игры слышала от нескольких человек намёк или прямое утверждение, что дескать мы то хоть тут процессом наслаждаемся, а ты за просто так стараешься, практически не имея отношения к РИ. Так вот, я конечно реально упахалась так как давно, а может и никогда вообще не упахивалась. Но, также уже очень давно я не получала от своей работы такой шикарной отдачи. На работе у меня огромная команда, и измерить личный взнос каждого в общее дело не удаётся никому, да и не приносят нам никогда положительную обратную связь - между мной и клиентами колцентр, две линии поддержки и бесчисленное количество менеджеров. А тут у меня был уникальнейший опыт - я поучаствовала во всех стадиях от первоначального проектирования системы до проверки на живых настоящих пользователях. У меня изначально не было никаких иллюзий про то, что это будет легко. Я вообще программист-пессимист. Поэтому ещё в января, оценив объём работы, я поняла, что мы наверняка не успеем сделать что-нибудь очень важное, и что если я хочу чтобы приложение вообще хоть как-то зажило (а я, понятно, хотела, чтобы наши усилия не пропали зря), надо ехать на место и делать вручную всё, что окажется критичным.
Тут можно написать много про то, чему я научилась в процессе работы. Смешные очевидные вещи, но пока они не коснуться вас напрямую, вы не осознаете, насколько это важно. Оказывается, даже если каждый член команды профессионал и хороший человек, из вас сразу и автоматически не получится команда - нужно учиться организовываться, договариваться, доверять друг другу. А на это требуется время. Даже нам с Данилом, на что уж мы сто лет друг друга знаем, было порой тяжело. Ещё одна очевидная истина, пришедшая ко мне через горький опыт - нельзя допускать анонсы ещё нереализованных фич игрокам, и не стоит пытаться дописать на месте какие-то большие фичи - только отладка и починка багов, обнаруженных по ходу дела (да и то не всех, а только реально критичных). Лучше хорошо сделать меньше, чем чуть больше сделать в адовой спешке, и потом поиметь с этого кучу проблем в процессе.
Тут я уже перехожу к самой игре.
На эти три дня плюс на день до начала игры мой мир сузился до размера комнатки мастерятни с выходами в столовую по графику и с периодическим доползанием до кровати. Пялилась в ноут до полного сходства с нарном по цвету глаз, периодически переключалась на планшетик с babcom-ом, старалась записывать всё, что нужно сделать, чтобы ничего и никого не забыть, очень старалась не срываться на игроках. Кажется пару-тройку раз мне не удалось выполнить последний пункт. Очень надеюсь, что я никого не обидела.
Веселье началось ещё до начала игры, в попытках доделать всё в последний момент мы сто раз перезаливали базу, и после каждой такой перезаливки она чуть ли не роняла нам сервак на первичной обработке данных. Сервак переехал на местный комп. Доступаться до него стало легче и приятнее, но работы не убавилось. Я наверное страшно всё описываю, но в реальности этот день был днём настоящего программистского счастья. Редко когда получается работать с таким желанием и отдачей. У нас вышел славный хакатон. Но я умудрилась так перегрузить голову, что в итоге, уйдя спать в 4, не могла уснуть до 6.
Утром в воскресенье проснулась в 8, тут же выяснила у нарнов, что влияния за цикл начислилось в 5 раз больше, чем должно было. По этому поводу я очень быстро собралась и поскакала отбирать лишнее. И даже успела отобрать всё (тут должен быть злорадный смайлик).
Дальше было тяжело. Уровень жизненных сил держался на минимуме, а выглядела я так, что "оставалось только прикопать, и на всякий случай кол воткнуть перед прикапыванием" ((c) Телкон). Да ещё и запросы начали тормозить ужасно. Следующие несколько часов я помню очень смутно. Мы пытались что-то оптимизировать, параллельно решая какие-то текущие проблемы. В какой-то момент я сорвалась и позорно расплакалась. Не горжусь собой из-за этого вообще. Кажется точно в ту самую минуту появился Данил (не тот, который Коган, а совсем наоборот) - весь такой в золотисто-пятнистом нарнском гриме. Увидев меня, он, очевидно, понял, что я уже ни на что не гожусь, и засел за оптимизацию сам. Каким-то чудом им с Ильёй удалось вывести систему на более или менее стабильный уровень работы. Совершенно не помню что я делала в это время. Кажется что-то отвечала приходившим игроками, пыталась консультировать тех, кто обращался с сомнениями по начисленному влиянию, новости какие-то выкладывала возможно. А может и что-то по внешней политике пыталась поотлаживать. Отрывками помню что делали остальные мастера, но, за незнанием сюжетной составляющей игры, их действия и речи не казались мне особо осмысленными. Всё перепуталось. Следующее яркое воспоминание - Илья принёс мне из Дядюшкиного заведения нереально вкусный коктейль. В тот момент это было то самое, что нужно. Усталость естественно никуда не девалась, но я как-то расслабилась и почувствовала что даже смогу уснуть, если решу это сделать. Но я спать я конечно же не пошла. Потому что снова были люди, которым нужна была помощь, были новости, которые нужно было выкладывать. В итоге после появления Эльбруса (то есть около 8 вечера) я была общим решением сослана спать. Спать было чудесно. Нарния прямо таки создана для сна, когда ты в принципе способен уснуть - даже если в комнате горит свет, покрывало, которым завешена кровать, хорошо заслоняет свет. Да и против ароматических палочек я ничего не имею в отличии от некоторых, которые, как я слышала, позорно убегали из нарнского посольства по этой причине. В общем, через пару часов я проснулась уже почти человеком - ещё целых три часа у меня были силы всем улыбаться и делать добрые дела ))
На следующий день (это уже 7 марта в понедельник) стало немного легче. Попытки напрограмить какой-нибудь новый функционал были окончательно заброшены, и оставалось только разгребать периодически накатывающие завалы новых законов, документов и новостей. В этот день я впервые почувствовала, что мне как-то не хватает знания о том, что происходит за пределами комнаты. Когда кто-то приходит, смотрит на тебя, единственно сидящую в мастерятнике, после чего уходит со словами "Никого нет", это знаете обидно немножко (почти как "маленький кластер" :)) ) Я даже стала внимательнее прислушиваться к тому, что рассказывают пробегающие мимо люди. А однажды дошла аж до бара, где выпросила себе эксклюзивные права на кусочек кекса, когда кексов станет положенное количество. Появилось время на беседы о жизни, о работе и вообще. В таком режиме уже вполне можно работать, особенно если не устать как фиг знает кто в предыдущие дни.
Собственно дальше игра кончилась, с души свалился тяжеленный камень, а на его место пришло ужасное эмоциональное опустошение. Я сидела в кругу друзей, слушала игровые байки, и почти физически ощущала, как в меня вливается энергия и тут же выливается назад, как из дырявого кувшина. Нужно было переспать с этим ночь прежде чем начало доходить ощущение удовлетворения проделанной работой, когда, каков бы не вышел результат, ты знаешь, выложился весь и упрекнуть себя не в чем.
На этом, пожалуй, хватит о грустном. Перейду к традиционым для такого случая словам благодарности.
В первой строке, естественно, спасибо моему мужу, который всегда появлялся в нужный момент, чтобы спасти меня, или просто отвести в столовую (что тоже своего рода спасение меня от меня самой), и без которого babcom был бы куда хуже, если бы вообще увидел свет.
Дальше спасибо Пете и Нине что позвали делать этот проект. Даже если бы мне кто-то заранее рассказал, что это будет вот так вот тяжело, я бы наверное согласилась, потому что только такие дела и заставляют поверить, что я могу чего-то добиться и чего-то стою.
Спасибо нашей команде разработки.
Отдельное огромное спасибо Илье, который очень сильно меня поддерживал всю игру и нереально много сделал для того, чтобы всё работало.
Спасибо Телкону, за то что он волновался обо всех нас, и вообще он герой.
Спасибо всем игрокам за то что пользовались нашей поделкой и даже не особо возмущались на недоработки. Простите, что я вас всех постоянно забывала и переспрашивала, кто есть кто. Вы были очень классные. Мне даже из моего крохотного мира это было видно.
Ну и, чего уж, спасибо всей мастерской группе в целом и Данилу Когану отдельно за то, что они всё это придумали.
А теперь я пойду спать, и буду надеяться, что всё вот это выраженное словами поможет прекратить кошмары про то, как я не могу или не успеваю сделать что-то с нашей игровой базой данных, которые снятся мне с тех пор, как я вернулась домой.
P.S. Сразу после игры я, как и все, говорила, что больше никогда-никогда. Но это всё неправда. Такая работа затягивает нереально, и если меня позовут, то куда я денусь)